Особенности выбора поставщика
Одной из основных проблем в управлении закупочной деятельностью является выбор поставщика. Суть данной проблемы заключается в том, что среди большого количества поставщиков похожих материальных ресурсов нужно отобрать одного, который бы отвечал поставленным требованиям и был самым надежным партнером.
Процесса выбора поставщика предшествует ряд подготовительных этапов, среди которых:
1.Ідентифікація или переоценка потребностей – определение потребности производства или потребительских нужд, которые мы должны удовлетворить;
2. Принятие решения “купить” – прежде чем определять возможных поставщиков следует ответить на основной вопрос: не выгоднее предприятию самому производить отдельные виды материальных ресурсов чем покупать в других;
3. Определение типов закупок – наиболее распространенными типами организации закупок материальных ресурсов в зависимости от их продолжительности и сложности являются: закупки, которые постоянно повторяются; модифицированные закупки, в которых меняется или поставщик отдельные параметры товаров; полностью новые закупки.
В случае, если планируется осуществлять закупки, которые постоянно повторяются – проблема выбора поставщика отпадает автоматически после первого обоснованного выбора. При других же типах закупок предлагается придерживаться следующей последовательности этапов выбора поставщика:
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:
♦ объявление конкурса (тендера);
♦ изучение рекламных материалов (каталогов, объявлений в СМИ, “стихийной” рекламы);
♦ посещение выставок и ярмарок;
♦ переписка и личные контакты с потенциальными потребителями.
В результате формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков. Формируется список критериев, которым должен соответствовать поставщик и товар, который мы планируем покупать. К критериям, которые чаще всего выдвигаются относят:
♦ цену товара;
♦ качество товара;
♦ отдаленность поставщика;
♦ сроки выполнения текущих и срочных заказов;
♦ наличие резервных мощностей;
♦ психологический климат у поставщика (возможности забастовкам);
♦ послепродажное обслуживание;
♦ финансовое состояние поставщика.
После анализа поставщиков согласно поставленных критериев формируется выборка поставщиков, с которыми проводится работа по подписанию договоров.
Кроме определенных количественных критериев оценки поставщика существует также большая группа качественных показателей, которые играют важную роль в процедуре выбора, но плохо поддаются определению. К таким показателям относится имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений о нем в партнеров по бизнесу или в средствах массовой информации, способное идти на контакт и развивать длительные партнерские отношения и т.д. Негативная оценка хотя бы по одному из этих параметров может вычеркнуть поставщика из списка возможных партнеров.
Согласно представленную общего алгоритма выбора поставщика, сначала необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, использовалась различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации: каталоги и прайс-листы; торговые журналы; Интернет-сайты; рекламные материалы: фирменных каталогов, объявлений в СМИ; конкурсе; банки и финансовые институты официальных органов; выставки и ярмарки (Экспо-центр, ВВОД, отраслевые и фирменные выставки и др.); торги и аукционы; торговые директора (“Желтые страницы”, “Оптовик”, “Товары и цены” и так далее); торговые представительства; собственность исследования; переписка и личные контакты с возможными поставщиками; конкуренты потенциального поставщика; торговые ассоциации; специализированные информационные агентства и исследовательские организации (например, PIA “РосБизнесКонсалтинг”); государственные ведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., что имеют открытую для оз-накомления информацию.
Большинство источников не требуют создать расширенный комментария, но, например, такой источник, как “исследования”, является довольно вместительным может включать:
o неформальные личные контакты с коллегами, знакомыми, конкурентами;
o неформальные личные контакты и переписка с возможными поставщиками;
o общение с конкурентами потенциального поставщика и так далее За рубежом основными источниками информации о поставщиках являются общедоступные и информационные справочники – каталоги, торговые журналы, прайс-листы и т.д. Особое внимание уделяется Интернету.
В разных обстоятельствах на первое место по важности могут выходить и другие факторы, скажем, удобство размещения”, способное обеспечивать спрос быстро меняется, и т. д.