Наскальные рисунки Карелии. Первооткрыватели.
|
Наскальные рисунки Карелии.
Юрий Александрович Саватеев.
Несомненно, что история открытия и полевого изучения петроглифов Карелии представляет самостоятельный научный и познавательный интерес, ибо они сыграли немаловажную роль в становлении отечественного петроглифоведения, долгие годы оставаясь его опытной лабораторией. Именно здесь испытывались способы выявления, воспроизведения и публикации такого рода памятников, их научной интерпретации.
История изучения петроглифов Карелии вполне могла бы стать темой специального очерка или книги — интересной и поучительной, насыщенной подлинными страстями, столкновениями мнений, идей, характеров, яркими открытиями. Казалось, сам источник неисчерпаем. Там, где не раз бывали ученые, впоследствии обнаруживались все новые и новые сокровища. Первопроходцы и не подозревали, что совсем рядом таятся такие богатства. Среди «охотников за петроглифами» имеются колоритные фигуры, оставившие яркий след в науке.
Уже на стадии полевого изучения рисунков вставало немало сложных проблем, вызвавших острую, все еще продолжающуюся дискуссию. От восприятия изображений на скалах как «картинок с натуры» наука шла к осознанию их непреходящей историко-художественион ценности как сложных образов первобытного сознания.
Полевое исследование онежских петроглифов длится более 130 лет, беломорских — около 60, поскольку открыты они на 78 лет позднее. Отсюда и разная степень изученности этих очагов наскального творчества Карелии.
В истории полевого изучения онежских петроглифов можно выделить три основных этапа. Разумеется, внутри них есть свои заметные вехи и рубежи в виде новых открытий, значительных публикаций и т. п.
Первый, начальный, период длился от середины XIX в. до середины 20-х годов XX в. К этому времени относится открытие петроглифов, первые попытки их копировки, а позднее и фотосъемки и начальные, еще весьма наивные, толкования. Следующий этап — с середины 20-х, до конца 60-х годов — ознаменован значительным пополнением онежского комплекса благодаря открытию новых групп и фигур, началом систематического изучения петроглифов, появлением фундаментальных публикации и серьезных исследовании. Наконец, третий этап, начавшийся в конце 60-х годов и продолжающийся по настоящее время, связан с возобновлением полевых работ у наскальных изображений и интенсивным изучением окружающих нх древних поселений.
Первооткрывателями странных, загадочных, на первый взгляд, фигур с полным основанием можно считать жителей окрестных деревень, знавших эти памятники испокон векон. но относившихся к ним с изнестным страхом н настороженностью. Видимо, о наскальных рисунках не принято было много говорить. Не случанио почти никто из многочисленных путешественников, посетивших Карелию в XVIII XIX вв. в научных целях, не упоминал о петроглифах. Любопытно, что и Г. Хальстрем, путешествуя в 1908 и 1910 гг. вдоль северного, восточного и южного берегов Белого моря, ничего не слышал о Чертовых Следках и Залавруге. даже во нремя своего трехдневного пребывания в Соловецком монастыре. В итоге петроглифы Карелин стали известны науке сравнительно поздно, позднее, чем подобные памятники Скандинавии или писаницы Сибири.
На онежские петроглифы первым наткнулся К. Гревнигк, надо думать, не без помощи жителей близлежащей деревин Бесов Нос, издавна знавших рисунки и объяснявших их появление происками «нечистой силы» — беса. Отсюда и название самой деревни и попытка нейтрализации «дьявольских картин» путем выбивки на бесе и лебеде христианских крестов, приписываемая монахам Муромского монастыря.