Бухгалтерские услуги: стоит ли искать помощь на стороне?
Слово «аутсорсинг» (от англ. outsourcing) буквально означает «использование ресурсов извне». В общепринятом смысле это передача определенных рабочих функций высококвалифицированному специалисту, не входящему в штат компании. Некоторые эксперты подчеркивают, что на аутсорсинг могут быть переданы неключевые функции. Например, для нефинансовой организации бухгалтерский учет — функция непрофильная и подобная стратегия позволяет оптимизировать работу компании, высвободить и направить внутренние ресурсы на основную коммерческую деятельность. Привлеченные эксперты занимаются ведением отчетности, общаются с налоговыми органами, а также при необходимости участвуют в судебных разбирательствах при неразрешимых разногласиях с контрагентами. Основной перечень их услуг выглядит следующим образом:
- подготовка первичной документации по хозяйственным операциям;
- разработка концепции учета и консалтинг;
- ведение бухучета по всем регистрам;
- расчет заработной платы и начисление налогов на фонд оплаты труда;
- расчет налогов;
- подготовка и сдача отчетности для налоговой инспекции и внебюджетных фондов;
- заполнение бухгалтерских документов;
- прием инспекторских проверок.
В цифрах
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок аутсорсинга бухгалтерских услуг: итоги 2020 г., прогноз до 2023 г.», выяснилось, что в 2020 году совокупный объем рынка аутсорсинга бухгалтерских услуг (включая деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита и по налоговому консультированию) сократился на 6% и составил около 243,4 млрд. руб [1] .
В России профессиональный аутсорсинг бухгалтерских услуг появился ориентировочно в начале 2000-х годов, ежегодный рост спроса на эту услугу составляет в среднем 40—50%, что очень много. По данным компании Coleman Services, изначально на долю всех российских организаций приходилось не более 10% контрактов. В основном услугами приглашенных бухгалтеров пользовались западные фирмы. В предкризисные годы российские управленцы стали активно использовать бухгалтерский аутсорсинг, оценивая этот инструмент как действительно эффективный и способный повысить конкурентоспособность предприятия, во время пандемии спрос на такие услуги сохранился.
Эксперты утверждают: если не принимать во внимание карантинные меры, на спрос на бухгалтерский аутсорсинг повлияли макроэкономические процессы и санкционный режим, ведь немалую долю клиентов по-прежнему составляют иностранные компании. Наиболее ощутимо замедлилось развитие услуг в области расчетов по заработной плате и МСФО. Единственным, кто в данной ситуации оказался выжившим — это «чистый» аутсорсинг бухгалтерского учета. В условиях снижения оборотов компании готовы перейти на внешние источники, чтобы получить гарантию качественного учета и сдачи отчетности точно в срок. Благотворно на развитие сектора влияет постоянное усиление администрирования в налоговой сфере и ряд законодательных нововведений. Власть явно сигнализирует бизнесу: останутся только те, кто в состоянии продемонстрировать максимальную экономическую эффективность при абсолютной законопослушности. В этих условиях оптимизация процессов и необходимость обращения к профессионалам стали очевидными. В свою очередь аутсорсинг-провайдеры идут навстречу клиентам. Учитывая непростую экономическую ситуацию, меняют структуру услуг или уровень цен, разрабатывают и внедряют новые продукты. В целом можно говорить о том, что Россия движется по пути европейских государств, где оказание услуг бухгалтерского учета является самостоятельным и хорошо развитым видом бизнеса.