Особенности проведения обязательного аудита в 2023 году
С 1 января 2023 года число организаций, обязанных на регулярной основе проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, было существенно сокращено (Федеральный закон от 16.04.2022 № 114-ФЗ). Из перечня компаний, на которые в 2023 году распространяется требование о ежегодном проведении обязательного аудита, были исключены непубличные акционерные общества, которые:
- имеют доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности в 2022 году, менее 800 млн. рублей;
- имеют активы бухгалтерского баланса по состоянию на конец 2022 года в сумме менее 400 млн рублей.
Если хотя бы одно из указанных условий не соблюдается, непубличное акционерное общество обязано провести аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2022 год. Напомним, непубличным признается хозяйствующее общество, перечень акционеров которого является закрытым, а акции и эмиссионные ценные бумаги не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц (ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
По новым правилам непубличные акционерные общества обязаны ежегодно проводить аудит исключительно в случаях, если их прошлогодний доход, учитываемый для целей налогообложения, составляет более 800 млн рублей или сумма активов на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн рублей. Все другие непубличные акционерные общества, не соответствующие данным условиям, освобождены от проведения обязательного аудита. Аудит своей годовой бухгалтерской отчетности они смогут проводить на добровольной основе (ст. 54 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
Кроме того, в настоящее время Госдума уже приняла в первом чтении правительственный законопроект № 254528-8, освобождающий от проведения обязательного аудита профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по инвестиционному консультированию (инвестиционные советники).
Документ предлагает отменить требование об обязательном аудите бухгалтерской отчетности инвестиционных советников, если они не имеют лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг иных видов и не обязаны осуществлять обязательный аудит своей отчетности по другим основаниям. Эти правила будут применяться начиная с бухгалтерской отчетности инвестиционных советников за 2022 год. Таким образом, указанные участники рынка ценных бумаг в 2023 году также освобождаются от обязательного аудита.
Особенности проведения обязательного аудита в 2023 году
По большей части правила проведения обязательного аудита в 2023 году не изменились. Обязательный аудит по-прежнему проводится ежегодно, а полномочия по его проведению принадлежат исключительно аудиторским организациям. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций с госучастием, как и раньше, заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
Вместе с тем, исходя из нестабильной геополитической ситуации и введенных в отношении России экономических санкций и финансовых ограничений, проведение обязательного аудита в текущем году все же имеет ряд особенностей. На эти особенности Минфин указал в утвержденных «Рекомендациях по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год» (приложение к письму от 23.12.2022 № 07-04-09/126779). В частности, при проведении обязательного аудита за минувший год Минфин рекомендовал аудиторам уделить особое, повышенное внимание:
- мерам обеспечения (в том числе гарантиям и поручительствам), предоставленным нерезидентами из «недружественных» государств, поскольку им присущ высокий риск утраты в связи с текущей геополитической ситуацией и действием мер ограничительного характера;
- заблокированным активам и требованиям по операциям, которые не могут быть проведены в связи с мерами ограничительного характера;
- отраженным в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по списанию безнадежной и нереальной для взыскания задолженности, а также операций по продаже проблемных активов;
- сделкам, на которые в период действия мер ограничительного характера были получены специальные разрешения;
- применению дистанционных каналов продаж товаров и услуг (по мнению Минфина, электронная коммерция максимально сопряжена с риском использования недобросовестных практик реализации финансовых услуг).
Кроме того, Минфин рекомендовал аудиторам обязательно учитывать риск прекращения работы и использования зарубежных IT-продуктов, оказывающих влияние на деятельность проверяемого лица в условиях санкций. Аудиторы должны иметь в виду возможные трудности с поставками зарубежного ПО и оборудования, а также с заключением и продлением договоров на IT-обеспечение с зарубежными компаниями.