Карельские петроглифы
Петроглифы
Древние наскальные изображения – одни из наиболее ценных археологических объектов. Они известны на всех континентах нашей планеты. По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.
Карельские петроглифы – выдающиеся памятники, пользующиеся мировой известностью. "Каменная летопись", "Библия каменного века" – так их характеризуют исследователи. В конечном счете, ценность карельских петроглифов сопоставима с такими памятниками, как Кижи и руны "Калевалы".
Петроглиф (греч. petra – скала, glyphe – резьба) – это высеченные на поверхности прибрежных скал, сложенных гранитами, изображения животных, птиц, рыб, лодок, людей и непонятных знаков. Рисунки выбивались кварцевыми отбойниками на глубину 2 – 3 мм.
Из всех открытых петроглифов исследователям удалось истолковать меньше половины. У ученых не возникает вопросов по поводу фигур людей и животных. Но много и других знаков, не похожих на известные предметы. Такие рисунки некоторые ученые относят к солярно-лунарному типу, т.к. считают, что они обозначают Луну или Солнце. Но другие исследователи уверены, что древние люди видели какие-то летательные аппараты и изобразили их. Как бы там ни было, за каждым рисунком кроется глубокий смысл: эти символы, прежде чем появиться на скалах, возникли в сознании людей.
Петроглифы Онежского озера и Беломорья создавались приблизительно в одно и тоже время – от начала IV до начала III тыс. до н.э., а их творцами были предки современных прибалтийско-финских народов. Однако на Белом море процесс создания изображений шел дольше и их общее число почти в два раза больше, чем на Онего. При этом среди онежских петроглифов гораздо больше фантастических черт, образов и деталей. Рядом с петроглифами и на Онежском озере, и на Белом море усилиями археологов обнаружено и исследовано огромное число других археологических памятников.
Наскальные святилища находятся в двух местах:
на севере, в Беломорском районе, в низовьях р.Выг, в 8 км выше ее впадения в Сорокскую губу Белого моря,
на юго-востоке республики – в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озерав 18 км к югу от п.Шальский.
Об уникальных и загадочных открытиях в этом районе читайте в статье "Остров мертвых"
Беломорские петроглифы Беломорские петроглифы Беломорские петроглифы Беломорские петроглифы
Беломорские петроглифы Беломорские петроглифы Беломорские петроглифы Беломорские петроглифы
Беломорские петроглифы Беломорские петроглифы Беломорские петроглифы Онежские петроглифы
Онежские петроглифы Онежские петроглифы Онежские петроглифы Онежские петроглифы
Онежские петроглифы Онежские петроглифы Онежские петроглифы Онежские петроглифы
Онежские петроглифы Онежские петроглифы
Об открытии петроглифов
Весной 1960 года рабочий одного из карельских колхозов обнаружил на гладких прибрежных камнях Онежского озера загадочные рисунки. Заинтересованный своей находкой, он в ближайший выходной день отправился в поход вдоль озера. Оказалось, что подобных рисунков – великое множество. Странная «картинная галерея» протянулась на 20 километров. Особенно много изображений оказалось на двух выступающих в озеро мысах – Бесов Нос и Пери Нос.
Через некоторое время на берега Онеги прибыла археологическая экспедиция. Вскоре выяснилось, что изображения (петроглифы), подобные тем, которые обнаружил рабочий, есть еще и на берегу, а также островах Белого моря. Шло время, археологи находили все новые и новые рисунки. Сейчас на побережье Онежского озера обнаружено около тысячи загадочных фигурок, а в Беломорье -больше двух тысяч! Археологи назвали их страницами каменной книги, или мастерскими сознания. И в самом деле, живописные шедевры давно ушедших мастеров демонстрируют нам не только быт, но и мысли людей, начиная чуть ли не с эпохи мезолита. Иногда кажется, что в этих «мастерских сознания» зашифрованы какие-то сообщения, однако прочитать их мы пока не можем из-за незнания кода. Ученые считают, что петроглифы Карелии являются сложными символами, запечатлевшими представление древних людей об окружающем их мире.
Судя по всему, древние художники создавали свои картины, ударяя по каменной поверхности куском кварца. Линии при этом получались не слишком глубокими – около двух миллиметров. Рядом со сценами охоты и рыбной ловли запечатлены странные эпизоды: существа, лишь отдаленно напоминающие людей, совершают какие-то ритуальные действа, цель которых современным ученым пока не понятна. Среди фигурок есть совсем маленькие, длиной около пяти сантиметров, но встречаются и огромные – до четырех метров. Самое странное, что лучше всего выбитые в камне фигуры видны, когда их освещают косые лучи восходящего или заходящего солнца. Особенно заметными в такие моменты становятся загадочные жезлы, а также лунные и солнечные знаки.
Лесные и морские звери, водоплавающие птицы, люди, лодки, лук, стрелы, гарпуны -все это древние художники начали изображать около шести тысяч лет назад. Однако работа над созданием карельской каменной «картинной галереи» шла на протяжении многих и многих столетий.
Археологи, ведущие здесь раскопки, утверждают, что живопись на камнях обычно появлялась рядом с древними поселениями. Возможно, каменные картины располагались в своеобразных святилищах. Недаром почти все они находятся в уединенных местах побережья. Рисунки находятся так близко к воде, что кажется, будто существа, изображенные на них, только что вышли из пучины или собираются в нее погрузиться. Некоторые каменные картины скрыты под водой. Если подойти к камням с наибольшим количеством петроглифов на поверхности и посмотреть по сторонам, то становится ясно – окружающее пространство с этой точки воспринимается по-особенному. Здесь как бы соприкасаются и сливаются в одну пульсирующую точку три мира – подводный, земной и небесный. Именно в таких местах особенно остро ощущается величие мироздания, возникает потребность в общении с высшими силами, мифическими обитателями потустороннего мира. Человек, оказавшись здесь, испытывает сильнейший эмоциональный подъем. Археологи установили, что древние святилища находились в этих местах еще до появления рисунков на камнях..
Современные лозоходцы с помощью рамки определили, что на этой территории находятся энергетически активные зоны, благотворно влияющие на человеческий организм. Может быть, именно поэтому древние люди, еще не отдалившиеся от природы, являющиеся ее неотъемлемой частицей и поэтому тонко чувствующие такие места, выбирали их для оборудования святилищ. Поначалу на камнях появлялись недолговечные рисунки, выполненные, например, углем или кровью, но стихия быстро стирала их. Поэтому древние художники стали делать свои творения нетленными, выбивая знакомые образы на камнях. Изображенные на страницах «каменной книги» животные, люди и загадочные фантастические существа сделались бессмертными, и многочисленные поколения могли общаться с ними, просить об удачной охоте или исцелении от болезни. Обычно такое общение начиналось весной, когда сходил снег, и заканчивалось с первой порошей, чтобы возобновиться на следующий год. Кроме того, здесь проводились ритуалы, связанные с охотой, посвящение юношей в мужчины, принесение жертв духам предков…
Может быть, загадочные существа, изображенные на камнях, отдаленно напоминающие людей, – порождение фантазии древних людей? Но не исключено, что перед нами – реальные персонажи минувших столетий. Кто именно? Скорее всего на этот вопрос никто никогда ответить не сможет.
Ученые признают, что смысл карельских петроглифов до сих пор остается для них тайной. К сожалению, современный человек не может взглянуть на загадочные рисунки глазами своих далеких предков. Может быть, поэтому содержание «каменной книги» пока остается для нас недоступным.
Юрий Любимов журнал НЛО 40. 2001 г
Более подробная информация об открытии и изучении Карельских петроглифов читайте в разделе "Наскальные рисунки Карелии" >>>