Карельские сейды
|
Сейд – по понятиям аборигенов Карелии саами – это природный объект, в котором живёт почитаемый дух.
Сейды бывают как естественного происхождения (деревья, скалы, животные, всевозможные явления природы) так и рукотворные. Как правило, рукотворный сейд представляет собой крупный валун, поставленный на несколько более мелких камней или в какое-нибудь неустойчивое положение.
Магия сейдов описана в знаменитых скандинавских Сагах. И поныне саами, которые населяют Кольский полуостров и север Скандинавии, хранят древние легенды и обряды.
Аналогичные объекты встречаются так же в Британии, Ирландии и Исландии. В Исландии, к примеру, Исландские Рунические Камни считаются домами эльфов. Возможно, самым знаменитым магическим каменным сооружением является Стоунхендж в Англии.
Культ сейдов бытовал на всей огромной территории обитания саамов (лопарей). В Карелии саамские святилища известны на островах Немецкий и Русский Кузова у Кемского побережья Белого моря, в районе озера Паанаярви (на горах Кивакка и Нуорунен) и на горе Воттоваара. Возможно, саамское святилище имелось и на горе Большая Ваара на северо-восточном берегу Петрозаводской губы Онежского озера (в 1.5 километрах восточнее Соломенного).
Сейды (культовые камни), располагаются, как правило, на пологих скалистых склонах.
Во всех трудных случаях жизни сейдам приносили жертвы, чтобы они способствовали хорошему улову, удачной охоте, давали хорошую погоду и т. п. Жертвоприношения совершались около самих сеидов: место, где стоял священный камень, считалось святым. Женщины к сейдам, как к родовой святыне, не допускались. Пока сейд оставался семейной, родовой собственностью, жертву ему приносил глава семьи, рода; в тех местностях, где сейды превратились уже в богов общественных, утратили исключительный характер божеств родовых или семейных, жертву сейду приносил "нойд".
Лопари-охотники отдавали в жертву сеиду ноги (крылья) и голову своей добычи. Лопари-рыболовы мазали свои сеиды рыбьим жиром, и, когда он засыхал под лучами солнца, полагали, что сейд съел жертву.
"Кончался промысел семги, наступала пора ловли оленей, затем переезд в леса. Саам-хозяин шел к сейду, приносил ему свою жертву – табак или голову рыбы, или украшения из сукна. Он испрашивал совета, разрешения на переезд. По приезде в леса саам нес свою жертву священному дереву, в котором также жил сеид.
В некоторых саамских преданиях упоминалось не только почитание камней-сейдов и духов живущих в них, но и наоборот, пренебрежительное отношение – при невыполнении просьб жертвоприношения могли быть взяты обратно. В некоторых преданиях упоминаются человеческие жертвоприношения сейдам, в условиях малочисленности саамов в исторически обозримое время это выглядит нонсенсом, возможно также намекая на древнейшие времена, когда регион был густонаселенным и вполне допустимо практиковались человеческие жертвоприношения. В тех же преданиях упоминается, что человеческие жертвы были заменены животными.