Перевозки СУГ в танк-контейнерах: узкий рынок с потенциалом
Объем транспортировки сжиженных углеводородных газов (СУГ) по железной дороге в России составляет 17 млн тонн в год. Из этого объема, по оценкам участников рынка, в танк-контейнерах перевозится не более 0,7-0,8 млн тонн СУГ, то есть уровень контейнеризации перевозок в данном сегменте составляет всего 4%.
Заметных стимулов к наращиванию объемов таких перевозок нет, ведь согласно действующим тарифам транспортировка СУГ вагонами-цистернами обходится гораздо дешевле. Вместе с тем, у этого сегмента рынка есть потенциал для дальнейшего развития – он связан с развитием отечественной нефтехимической отрасли и мультимодальных, в том числе экспортных, перевозок. За счет реализации новых проектов в этих сферах парк танк-контейнеров для перевозки СУГ может вырасти в 2-3 раза уже к 2025 году.
Татьяна Дмитриева
Рынок и его игроки
По состоянию на июнь 2019 года парк газовых танк-контейнеров, занятых в перевозках СУГ, в России составлял порядка 6000 единиц. Это около трети российского парка танк-контейнеров (18,1 тыс. единиц).
Если говорить о доле перевозок этим видом тары в общем объеме транспортировки СУГ по сети российских железных дорог, то показатели будут более скромными: из 17 млн тонн СУГ на перевозки в танк-контейнерах приходится около 0,7 млн тонн, то есть уровень контейнеризации данного сегмента составляет около 4%.
«Рынок перевозок СУГ можно разделить на два независимых сегмента: рынок перевозки газомоторного топ-
лива, включая поставки для нужд ЖКХ, и поставки СУГ в качестве сырья на химические предприятия», – отмечает генеральный директор ООО «СпецТрансКонтейнер» Борис Борисов.
По его словам, в первом случае емкость и динамика рынка определяются исключительно уровнем потребительского спроса, на который, в свою очередь, влияет соотношение цен на бензин и газомоторное топливо. Во втором случае емкость рынка ограничена производственными мощностями химических предприятий и определяется объемами производства. Например, по данным «Аргус Медиа», отгрузки пропан-бутановой смеси с дочернего предприятия «СИБУРа» «Няганьгазпереработка» в январе 2020 года выросли на 1,5 тыс. тонн по сравнению с декабрем 2019 года, что объясняется увеличением выработки продукта.
На рынке перевозок СУГ сегодня работают несколько компаний танк контейнер для сжиженного газа – «Неф-техимическая транспортная компания» (НХТК), «Роза мира» (трейдер ГК «Березка Газ»), «Спецтрансгарант» (СТГ), «СпецТрансКонтейнер» (СТК), а также аффилированные с предприятиями нефтехимической отрасли компании (табл. 1). Рынок отличается значительной концентрацией – на тройку лидеров приходится 90% парка танк-контейнеров. И рынок можно охарактеризовать как динамичный и активно формирующийся.