Неликвидный товар: как это продавать и вести с ним работу
Большинство торговых компаний со временем сталкиваются с тем, что на складах накапливается ассортимент, который плохо продается. Накопление неходовых позиций губительно для бизнеса – это заморозка значительных средств, необходимых для оплаты труда и ведения деятельности. Что значит неликвидный товар Организация бизнеса – это сложный процесс, который включает в себя маркетинговые исследования и формирование предложения для рынка. На этих этапах специалисты определяют тот ассортимент, который должен покрывать потребности и желания целевой аудитории. По созданной матрице отдел закупа формирует заказ и привозит продукцию для последующей реализации. Даже если при выполнении этих процессов не было допущено ни одной ошибки, есть вероятность, что часть доставленных изделий не будет продаваться.
Либо срок реализации займет длительное время, тем самым заставляя деньги компании «простаивать» на складах. Неликвидная продукция (неликвиды) – это активы, которые предприятие не может сбыть в короткие сроки по приемлемой цене. Под понятием может рассматриваться выпущенная из производства продукция, сырье и комплектующие. Основной признак, объединяющий эти группы – отсутствие спроса по той цене, которая принесет организации достойную выгоду в короткие сроки. В сфере обслуживания скупка неликвидов и питания не ходовыми считаются вещи, которые не получается реализовать в течение трех месяцев со дня поставки. Даже среди оборачиваемой продукции существует градация по уровню ликвидности от высокой до низкой. Полное же отсутствие таковой, может привести к серьезным последствиям для фирмы: Кассовому разрыву Это ситуация, в которой у предприятия становится недостаточно средств для оплаты обязательств, покупки новой партии изделий и выплаты зарплат. Потеря прибыльности Не получается добиться плановых показателей по причине снижения объемов выручки и большого количества неликвидной продукции в запасах. Дополнительные затраты на складское хранение Принцип максимальной прибыльности основан на быстрой оборачиваемости товаров, поэтому компании планируют под них строго определенную площадь. Чем больше время аренды и простой позиций, тем выше эти издержки.
Как понять, когда неликвид дешевле ликвидировать, чем хранить на складе Для каждой позиции на складе существует срок, дольше которого хранить товары невыгодно. Любые запасы необходимо обслуживать, к тому же они занимают свободное место, которое нужно для работы с популярной и быстро оборачиваемой продукцией. Когда суммарные расходы на хранение и убытки от «заморозки» денег в товаре превышают его себестоимость, он становится неликвидом. Тогда его дешевле выбросить, чем хранить. Узнайте в статье электронного журнала «Коммерческий директор», как рассчитать рентабельность инвестиций в запас и максимальный срок хранения товара на складе, чтобы не уйти в минус. Узнать в статье журнала » Причины появления неликвидов Почему же так получается, что с учетом всех факторов и анализа потребностей часть завозимого ассортимента остается в разряде не ходового? Разберем наиболее часто, встречающиеся причины: Бракованная партия Один из распространённых случаев получения неходовых вещей – это бракованная партия с производства или изделия, которые получили повреждения в результате транспортировки. Они автоматически становятся не годными к продаже по полной цене, предприятие будет вынуждено отказаться от сбыта или снижать стоимость.
Ошибка при составлении заказа Несмотря на тщательный анализ и прогнозирование, у маркетологов случаются просчеты, в результате которых закупаются неликвидные товары или излишки, которые будут продаваться дольше. Часто такая ситуация складывается из-за того, что не учитываются текущие условия рынка и закуп проводится на основании анализа прошлых периодов. Потеря потребительских свойств в результате хранения Если закупленные вещи пролежат в боксах слишком долго, они могут потерять свои свойства просто из-за срока годности. Или в помещении не были созданы надлежащие условия для содержания груза, в таком случае он придет в негодность с течением времени. Яркий пример такой ситуации – это хранение жидкостей в неотапливаемых боксах зимой. Существуют специальные формулы, по которым рассчитывается допустимый срок оборачиваемости для каждого продукта, закупаемого организацией. На основании этих вычислений, а также показателей бизнеса за предыдущий год и формируется матрица для отдела закупа и планы по сбыту.