Футбол – часть современной цивилизации
Спорт или искусство? Развлечения или промышленность? Феномен культуры или субкультура? Недавно я понял, что футбол – это тоже пристрастие. Нет ничего нездорового в ожидании, когда наша сборная дебютирует в следующем чемпионате, или в матче «Мадрид» и «Барселона» или «Манчестер Юнайтед» против «Арсенала». Я понял, что футбол – это пристрастие, когда после чемпионата Европы с тоской ждал начала игр российской лиги. А Билеты на футбол Спартак Москва покупаю здесь.
Так что такое футбол – еще раз спрошу. Это не может быть связано с политикой, потому что это просто часть национальной культуры. Кто-то делает иронический поворот, но мы знаем из римского катехизиса, что культуры тоже могут быть больными. Но можно ли свести мяч только к культуре? Я не интересуюсь спортом как таковым, но мне также нравится баскетбол и американский футбол. Несомненно, он связан с культурой, потому что он просто связан с американской; свидетелями являются Уоррен Битти, Джон Гришэм, Джин Хэкман, Ник Нолти, Оливер Стоун, Аль Пачино, Роберт Пенн Уоррен, Дензел Вашингтон и многие другие. Но американский футбол – это что-то очень американское и очень далекое, чем можно любоваться издалека. А футбол – это часть нашей жизни, современной универсальной цивилизации.
Это подтвердил Франклин Фоер, чью книгу под интригующим названием «Как футбол объясняет мир или невероятная теория глобализации» я прочитал во время отпуска без футбола. Фоер оказался хорошим наблюдателем, писавшим с интересной точки зрения, потому что, хотя он и является футбольным энтузиастом, он, как американец, не испытывает к этому недостатка, социальной дистанции. Чтобы написать свою книгу, ему пришлось покинуть страну и описать мир. А после своего путешествия он заявил, что футбол является барометром всех социальных явлений современности: посткоммунизма в Центральной Европе, коррупции в Латинской Америке, распада многонациональных государств в Восточной Европе, изменений в современной демократии, напряженности в исламском мире и, наконец, геостратегического перекрестка Америки между односторонностью и глобализмом. . Не со всем, что пишет Фоер, Я согласен – это несправедливо описывает историю Испании 20-го века и преувеличивает видение футбола как средства светского национализма в исламских странах. Я смотрю премьер-лигу, и у меня создается впечатление, что, по крайней мере, в Великобритании скоро будет больше молящихся футболистов-мусульман, чем католиков и православных, прощающихся с полем. Потому что футбол, прежде всего, воссоздает всю социальную структуру, это большое общественное явление, благодаря которому люди без великих трагедий переживают и поддерживают свои взаимные связи. Он не создает вымышленный мир, он не заменяет социальные проблемы – он просто их сопровождает. что, по крайней мере, в Великобритании скоро будет больше молящихся футболистов-мусульман, чем католиков и православных, прощающихся перед выходом на поле. Потому что футбол, прежде всего, воссоздает всю социальную структуру, это большое общественное явление, благодаря которому люди без великих трагедий переживают и поддерживают свои взаимные связи. Он не создает вымышленный мир, он не заменяет социальные проблемы – он просто их сопровождает. что, по крайней мере, в Великобритании скоро будет больше молящихся футболистов-мусульман, чем католиков и православных, прощающихся перед выходом на поле. Потому что футбол, прежде всего, воссоздает всю социальную структуру, это большое общественное явление, благодаря которому люди без великих трагедий переживают и поддерживают свои взаимные связи. Он не создает вымышленный мир, он не заменяет социальные проблемы – он просто их сопровождает.