Дворец крымских ханов
Дворец ханов – самый главный памятный знак, сохранившийся в Крыму, который является напоминанием о былой татарской власти.
Он был построен в середине 16 века Адиль-Сачиб-Гиреем. В настоящее время дворцовый комплекс занимает площадь 4 га, но в прошлом он был намного больше.
К дворцу примыкали фруктовые сады, за ними луга, а перед холмом — большое городское кладбище. Во дворе дворца была построена мечеть Хан-джами. Это самый большой татарский храм в Крыму. Рядом с массивным корпусом возвышаются два стройных минарета. Своей красотой мечеть обязана хану Селиамет-Гирею, который восстановил ее после пожара в 1736 году. Про другие крымские достопримечательности читайте тут.
Дворец крымских ханов, или, как его называют татары, Хан-Сарадж никогда не задумывался как неприступная крепость. Эта роль отводилась Кырк-эру, где до XVII века располагался Ханский монетный двор. Дворец в Бахчисарае должен был стать неким воплощением райского сада. Этому творческому замыслу соответствовало великолепие дворца, богатство очаровательных двориков, наполненных зеленью, деревьями, цветами и многочисленными фонтанами.
Именно идея рая и дала название ханской столице. « Бакчисарай » — это сочетание двух слов из крымскотатарского языка: «багча» — печальный и «сарай» — дворец. Ханы очень хотели жить во дворце в райском саду.
Дворцовые постройки намеренно не монументальны. Легкие, двухэтажные здания, украшенные множеством деталей, деревянными заборами и красочными фресками должны были гармонировать с ритмом окружающей дворец природы. Архитектура Бахчисарайского дворца чужда единым, симметричным строениям, характерным для замков европейских королей. Здесь каждый архитектурный элемент живет своей жизнью, не подчиняясь какой-либо общей линии.
Кажущаяся хаотичность расположения дворцовых построек, летних беседок, фонтанов, клумб, дворцовых колонн, дворов и лестниц вовсе не случайна. Она объясняет основные принципы не только крымскотатарской архитектуры , но и всей культуры Ближнего Востока: ее явления и атрибуты развиваются от самого подробного к самому общему, а не наоборот. Хорошим примером этого является Фонтан слез. На ней нет двух одинаковых элементов, узоров или посуды. Тем не менее все эти элементы составляют эстетическую и ритмическую композицию. Точно так же ведут себя и остальные элементы дворца. Несмотря на свое разнообразие, они прекрасно гармонируют друг с другом, создавая неповторимый облик Чан-сараджу.
Ханский дворец – город, замкнутый в миниатюре, представляет собой сложный комплекс зданий, предназначенных для выполнения различных функций.
Сегодня здесь две мечети, Большая и Малая, дом муфтия, ханское кладбище, ханские бытовые комнаты, комнаты для гостей, стражи, прислуги, гарем, башни, бани, шесть внутренних дворов, 14 фонтанов и др. В эпоху ханов этот список был гораздо длиннее. Однако история почти не испытала дворец, поэтому многие его элементы не сохранились.
К счастью, те, что уцелели, до сих пор переносят нас в годы славы дворца и его владельцев.