Что делать если вы заблудились — ориентирование
Помощь туристам | Школа выживания |
|
|
Первая рекомендация, когда не знаете, что делать: сядьте, подумайте! Не придумывается? Глубоко подышите и еще раз подумайте!
Кстати, если вы сели и перестали хрустеть валежником под ногами, возможно, услышите что-то очень важное: голоса товарищей, дальний гудок поезда, шум автомобильной трассы. И… «приключение», еще не начавшись, уже идет к концу. Вы спасены!
Предположим, вы все-таки заблудились. Немедленно встает вопрос: идти или ждать помощи? Если не уверены в своих силах, лучше сидите на месте. Детям мы однозначно советуем ждать. Но, приняв такое решение, осознайте: первые сутки вас искать не будут (разве что детей родители). Выйдут на поиски лишь на вторые-третьи сутки. И найдут соответственно на третий-четвёртый день. То есть надо приготовиться прожить в лесу три-четыре дня, Итак, надо принять самое важное решение: находиться на месте и ждать помощи или двигаться самому? Первое решение, как правило, связано с наличием травмы либо другой какой-либо причины. В этом случае надо думать об оказании первичной помощи и организации стоянки (с возможным ночлегом). Но рассмотрение этого варианта несколько отложим, а пока исследуемд ругой – когда вы решили выбираться сами. Но в каком направлении двигаться? Вот главный вопрос.
Ориентирование
1. По компасу
«Натуралист», как правило, заранее готов к «борьбе с природой» и он никогда не забудет дома компас. А также никогда не забудет, входя в лес, отметить направление движения и «согласовать» направление с показаниями компаса. И в случае потери ориентировки, считая положение стрелок всегда постоянным, просто движется в обратном направлении. А если у него есть еще и карта, то он в лесу хозяин…
Надо только не забывать: стрелка компаса показывает не точно на север, а на 9—12° (чем ближе к северу — тем больше склонение) восточнее. Кроме того, к примеру, на Урале, перенасыщенном месторождениями полезных ископаемых, можно получить «блуждание» стрелки компаса. Увы, к этому надо быть готовым. Поэтому рекомендуется, даже при наличии компаса, не ограничиваться одним способом ориентировки, а изучить массу других, боле доступных (а при случае до похода в лес — потренироваться). Итак, представим, у вас нет оснований доверять компасу, а может, вы его потеряли (что нередко случается с любой вещью), а может, что еще более естественно, отдали своему менее опытному товарищу.
2. По Солнцу
Если нет сплошного тумана, положение Солнца отметить нетрудно. Зная хотя бы примерно местное время, можно по положению светила в полдень отметить южное направление. Следует не забывать несоответствия так называемого астрономического и местного времени. Последнее «сдвинуто» на 1 час вперед в соответствии с известным «декретом», да вдобавок «гуляет» зимой-летом ± на 1 час.
Но даже с учетом этих возможных отклонений ваша ошибка в выборе направления не превысит 10-15°, что для самоспасения вполне допустимо. А если нет часов, достаточно помнить, что в полдень тени от предметов самые короткие. Можно воткнуть на открытом месте в землю палочку и отмечать в течении дня положение конца тени: самая короткая в течение дня тень укажет на север.
3. По Луне
Во многих руководствах по туризму приводятся пространные рассуждения о положении и фазах Луны относительно сторон горизонта соответственно времени суток и времени года. Соотношения эти настолько сложны, что если вы не штурман-профессионал и если нету вас на дне грибного лукошка специальных расчетных астрономических таблиц, то рекомендуем (на основании многолетнего опыта) выбросить из головы саму идею ориентирования по Луне.
4. По звездам
Ограничимся самым простым: созвездиями Большой и Малой Медведицы и Полярной звездой.
«Ковш» Большой Медведицы найти на звездном небе несложно. Далее надо мысленно продолжить вверх «переднюю кромку» «ковша» на 5 расстояний, равных этой кромке. В найденной точке и находится Полярная звезда. Она же является конечной звездой в ручке перевернутого ковша Малой Медведицы. Направление на Полярную звезду и есть направление на север.
Все эти перечисленные способы предполагают ясную погоду. А если облачность? А тем более туман?
5. По деревьям, муравейникам, ягодам:
— кроны деревьев с южной стороны гуще;
— лишайники и мхи предпочитают северную сторону стволов деревьев, а также отдельно лежащих камней;
— «годовые» кольца на пне спиленного дерева толще с южной стороны;
— муравейники почти всегда находятся к югу от естественного укрытия — деревьев, пней, кустов; южная сторона муравейника более пологая, чем северная;
— ягоды более спелые на южных сторонах пней, кочек, холмиков.
Внимание: все эти последние признаки зависят по существу не от географического положения, а от направления господствующих ветров. Эти два фактора совпадают на малолесистых равнинах. В густом уральском и сибирском лесу, тем более в горах, нужно делать поправку. Лучше вообще эти признаки использовать как косвенные.
6. По квартальным столбам
Встретив на пересечении двух визирок квартальный столб, можно по закономерности расположения номеров определить стороны горизонта.
Поскольку весь лес у нас поделен на квадраты, то на пересечении просек установлены столбы с четырьмя затесами, направленными в сторону соответствующих квадратов леса. На затесах указаны цифры.
К примеру, 35-36 и 88-89. Поскольку нумерация идет с севера на юг и с запада на восток, по цифрам можно определиться в сторонах света. Это самый надежный способ ориентировки.
7. По звуковым сигналам!
Все перечисленные способы (начиная с компаса и заканчивая квартальным столбом) предлагают «натуралисту» заранее подготовиться к ситуации, овладеть снаряжением и знаниями.
Как бы там ни было, но вы приехали по дороге а значит она где-то рядом. Вы не могли уйти далее 10 км от дороги, если только вы не путешествуете по карте и у вас многокилометровый маршрут. Значит дорога есть где-то в пределах 5-15 км. При определенных условиях грузовые автомобили слышны на расстоянии около 5-6 км. Автомобили, поезда подают звуковые сигналы которые также слышны на далекое расстояние. Стоит остановиться, и некоторое время прислушиваться к окружающим вас звукам. Грузовые автомобили, перевозящие лес так же достаточно сильно шумят особенно на подьемах в гору. Вам очень повезло если вы умудрились заблудится не далеко от городской окраины. В таких районах очень много частных мачтерских по ремонту и продаже автомобилей. Там постоянные сигналы и шум двигателей. Особенно хорошо слышны дизельные двигатели. Однажды, после 2 часового блуждания по канавам мелиорации, выйдя на шум двигателей увидел табличку – продажа форд мондео с пробегом А у меня уже был к этому моменту пробег не менее 15 километров. По статистике, грузовики очень часто являются спасение в таких ситуациях. Точнее их звуки.
Возможен и крайний случай: все потерялось и все забылось! Но если вы в душе «деятель», то возможности еще не исчерпаны. В вашем распоряжении самый совершенный инструмент — человеческий организм!!! И вопрос топько в том, насколько вы им владеете.
Существование «внутренних часов» и «внутреннего компаса» у человека — факт, доказанный научно. Есть статистика — до 80% людей способны пользоваться ими. К сожалению, не все знают о своих возможностях. Помните, в известном фильме «Кин-дза-дза» герой говорит: «Будем считать, что Ашхабад там». Кстати, фильм этот сделан в лучших традициях русских сказок. А все русские (и не только русские) сказки — методички по выживанию.
Проверить свои способности ещё дома довольно просто. «Засекаем» время по часам, некоторый период (5—60 минут) занимаемся несложной работой, а затем спрашиваем себя (или и товарища) о времени. И можно заметить: чем более быстрый (явно интуитивный ответ), тем точность выше. Даже мгновенное размышление снижает эффект. Примерно такая же технология тренировки (с закрьпымн глазами) — при работе с «внутренним компасом».
Еще раз отмечаем: все рекомендации по ориентированию как для «деятелей», «созерцателей», так и дляя «натуралистов» не имеют стопроцентной точности. Поэтому рекомендуем применять их комплексно, проверяя один способ другим.
И последняя рекомендация, уже от конкретной, нашей методики экологического выживания.
Запомните: если вы не провинились перед матерью-природой до такой степени, что она от вас окончательно отвернулась, то будьте спокойны — решение единственно правильное обязательно придет. И… поставив перед вами строгий вопрос, окружающий мир обязательно «подскажет» ответ!
А теперь, сориентировавшись и приняв решение, можно начинать действовать.
8. Передвижение днем по азимуту
Почти всем известен эффект «движения по кругу» по незнакомой местности. Как говорится, «леший водит»! Дело в том, что одна нога у человека почти всегда заметно сильнее другой. И соответственно длина шагов различна. Если вы не будете контролировать направление движения, то через некоторое время рискуете увидеть свои собственные следы.
Чтобы «лешему на удочку» не попасться, в момент ориентирования и принятия решения двигаться надо выбрать азимут, т.е. найти на горизонте (либо в пределах видемости) ориентир и идти к нему. При достижении этой промежуточной цели вновь повторите ориентирование и выбор азимута.
9. Передвижение ночью
Большинство рекомендаций по технике безопасности строго запрещает передвижение в темноте. Опасность подвернуть (и даже сломать) ногу, а тем более наткнуться глазом на сучок слишком велика. Поэтому мы рискуем давать некоторые советы исключительно «деятелям» (и частично «созерцателям») с очень высоким уровнем интуиции, стспсныо ответственности перед мирозданием и только в случае, если вы не успели перед матерью-природой чем-либо провиниться.
Для решившихся на ночное движение отметим: темнота никогда не бывает стопроцентной. Даже в безлунную ночь есть свет звезд. При сплошной облачности свет дальних городов от облаков отражается и «освещение» оказывается не меньше звездного.
Запомните главное: полное привыкание человеческого глаза к темноте наступает не менее чем через 40—50 минут. Необходимо воздержаться от включения фонариков и зажигания спичек — и к исходу первого часа вы станете видеть не намного хуже, чем в лунную ночь.
Совершенствование повседневной одежды
Если вы заранее приготовились, то, как советует М.Мэйел, не забудьте «… насыпать в перчатки или носки немного кайенского перца. Есть у него несколько, недостатков: например, он пачкает одежду, а у некоторых людей вызывает раздражение кожи. Используемый в больших количествах или в ситуации, когда вы двигаетесь так активно, что у вас потеют ноги, он может слишком сильно разогреть конечности и даже вызвать образование волдырей. Не кладите его в носки, но насыпьте в ботинки».
Порошок имбиря оказывает схожее, хотя и более мягкое согревающее действие. Некоторые туристы, занимающиеся траволечением, не выходят без него из дома. Попробуйте его в небольшом количестве и решите, подходит ли он вам.
Самое главное — старайтесь сохранять тепло, оставаться сухим и двигаться. Сильный ветер, мокрая грязная почва, глубокий снег — все это ухудшает условия пребывания на холоде, и к этому нужно готовиться заранее.
Посоветуем: прежде всего проверьте одежду и обувь на предмет наличия синтетических тканей или кожзаменителей. То же относится и к материалам с большим содержанием синтетических волокон. После проверки постарайтесь избавиться от этих вещей. Данная одежда с трудом пропускает влагу и обладает способностью собирать пот, что ведет к сырости и замерзанию. Особенно опасно синтетическое нижнее белье и носки. Их лучше надевать поверх одежды. Они будут служить в крайнем случае своеобразным чехлом.
Сырые носки и варежки лучше всего сушить прямо на ходу, поместив на живот — наименее чувствительное к хроническим простудным заболеваниям место. Хороший эффект при интенсивной работе дает периодическое переодевание нижнего белья «задом наперед». Мокрая «спина» оказывается на животе и быстро высыхает.
Следующий приоритет — ноги. Синтетическую, а тем более тесную обувь лучше снять вообще. Обмотать ноги шарфом, надеть сверху носки либо просто завязать бечевкой. На сухом снегу такая обувь оправдает себя. Для перехода даже можно сделать «лапти» из коры или лапника.
Отличный результат дают бахилы, т.е. мешки из ткани до колена, надетые поверх обуви, их можно изготовить из рубашки. Ноги в бахилах всегда сухие и теплые. Именно для бахил подойдет прочная синтетическая ткань.
Бахилы — отличная защита как от снега, так и от грязи. И даже от воды: хорошо перемотанные бечевкой («обмотки» у солдат времен первой мировой войны), они работают почти как сапоги. При кратковременном проваливании в лужу достаточно быстро выдернуть ногу. Обувь под бахилами останется сухой. А сами они сушатся элементарно.
Много проблем создают замерзающие запястья на руках. В соответствии с тремя методиками рекомендуем:
– Заранее пришить на рукава либо на рукавицы накладные муфты с «резинками»;
– Пришить на край рукава свитера небольшую петельку-тесемочку и при необходимиости, вытянув рукав из под куртки, надеть эту петельку на большой палец руки. Запястье будет надежно укрыто от мороза и ветра;
-Если не было никакой подготовки, можно на краю рукава рубашки либо свитера прорезать ножом (или, что еще проще, прокусить зубами) небольшое отверстие и так же надеть на большой палец руки.