12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде | Путешествуем по всему миру!

Avito Путешествия

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

Лугмопа (https://vk.com/id27832110), он же Александр Березин, родился и вырос в уральском городе Перми.

После окончания в 2005 году Технического Университета, сразу отправился изучать буддизм на гору Качканар в общину «Шадтчуплинг», где от основателя общины Ламы Санье Тензин Докшита получил посвящение в основополагающую буддийскую практику Прибежище. В 2007 году Александр получил духовное имя Лугмопа, завершил Прибежище и приступил к выполнению тантрических практик йидамов Ямантаки и Выджраварахи.

В 2010 году Александр становится председателем качканарской религиозной организации и активно занимается администрированием общины Шадтчуплинг. Однако в 2013 году временно оставляет эту деятельность и, по приглашению представителя тайской сангхи в России Аджана Чатри, отправляется в Таиланд чтобы принять полные монашеские обеты и получить буддийское образование. В июне 2014 года он принимает монашество под духовным именем Дхаммавудхо, а через полгода поступает в аспирантуру в королевский буддийский университет.

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

Луг привет, ты буддист, видно, что для себя ты уже все решил и окончательно сформировался как личность, поэтому нам и нашим читателям интересно услышать истинную буддийскую мудрость от первого лица. Тем более что сегодня ты живешь и учишься в Таиланде, и это уже само по себе говорит о многом.

Как ты уже знаешь, наш интернет-блог пишет обо всем что интересно, ну и конечно об интересных людях, поэтому и вопросы будут соответствующие, интересные и необычные.

Итак, ты согласен с нами пообщаться?

Разумеется.

Отлично, тогда поехали!

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

Большинство людей на планете живут по стандартным шаблонам, к примеру, Дом→Семья→Дети→Хобби→Работа→Дом и т.д. Для россиянина ты выбрал нестандартный жизненный путь – стал буддистом и уехал учиться в Таиланд. Твое мнение о стандартах и стереотипах?

Стандарты — это очень важно. Не будь их, разве смогли бы мы заявить, что я живу нестандартно? Это фундамент, это опора, на которую можно уверенно опереться. Нельзя их недооценивать, и уж тем более не следует пытаться их вытащить из под себя – окажешься в ситуации пьяного мужика из анекдота, который увидел, что асфальт поднимается и ударяет его в лоб.

К примеру, я учусь в Таиланде, но после окончания хочу вернуться на Родину и очень хочется, вернуться на ту же Родину с которой уезжал. А это возможно лишь благодаря шаблонам и стандартам, которые поддерживают миллионы, десятки миллионов людей. Когда я думаю об этом, меня переполняет чувство великой благодарности ко всем «стандартным» людям.

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

Сегодня люди в современном мире, особенно в мегаполисах, очень раздражительны и агрессивны. Можешь посоветовать, как обычным людям справляться с внутренней раздражительностью и внешней агрессией?

Щедрость. Об этом уже сказано так много, но всё же это до сих пор не стало тем самым шаблоном, стандартом в обществе. По крайней мере в российском обществе. Тайцы вот, к примеру, намного спокойнее. В абсолютно немыслимых по своим масштабам пробках Бангкока очень редко можно услышать гудок автомобиля, и уж тем более, увидеть нервничающего водителя. Они каждое утро практикуют щедрость, совершая уже почти ритуальное подношение еды монахам. Поэтому, возможность поделиться местом в пробке приносит им радость и умиротворение, уступить дорогу – это для них накопление добродетели, а не «куда ты прёшь!».

Я уверен, люди в России искренне (а не по принуждению) уступающие дорогу, совершающие любой другой щедрый и добродушный поступок чувствуют такую же радость от своего поступка. Однако, у нас это не уложено в систему. Мы добродетельны нерегулярно. Вот если поставить себе такую, совершенно механистичную установку: 5 раз в день проявлять щедрость, то эффект умиротворения появится в нашем сознании за считанные месяцы.

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

Известно, что мир сам по себе, ни жесток и ни добр, он нейтрален, и лишь люди наделяют его смыслом, который видят в нем. Твое мнение о смысле жизни, есть ли вообще в нашей жизни хоть какой-то смысл?

Смыслы — дело рук человеческих. Мы сами создаём себе смыслы и относительно них мы определяем, что есть добро, а что зло. Несмотря на их несамостоятельность, мы не вправе обесценивать наши смыслы. Наоборот, мы должны со всей ответственностью отнестись к их созданию.

Мне вспоминается фраза постоянно мелькавшая на стёклах общественного транспорта в моём родном городе, это была социальная реклама из серии «Мудрость мира»:

В конце концов люди достигают лишь того, что ставят своей целью, поэтому ставить перед собой следует только высокое.

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

Буддисты часто уходят от мирян и становятся отшельниками, медитируют и познают истину. Люди же когда остаются одни, познают лишь одиночество и печаль. Можешь дать совет одиноким людям, как не уходить в себя и не думать о грустном?

В наших бетонных инкубаторах – квартирах, системы жизнеобеспечения (водопровод, газ) обезличены. Это не мужик с ведром воды или охапкой дров, это железные трубы. Поэтому мы не воспринимаем как данность нашу катастрофическую зависимость от окружающих. Вместо благодарности за починеный кран мы часто испытываем омерзение по отношению к сантехнику, который нарушил чистоту нашего гнёздышка да ещё, гад, взял дорого.

Мы сами строим своё одиночество. Мы воображаем, будто 10-ти сантиметровая перегородка увеличивает два-три метра между нами и соседями до космических размеров. И не смотря на то, что это лишь фантазия – это работает.

Конечно, это необходимая мера. В перенаселённых городах, я не представляю, как бы мы росли, если бы не обезличивали окружающие раздражители и не отгораживались от всего информационного и эмоционального мусора, которыйстоль интенсивно и навязчиво лезет в наше сознание.

Однако при этом мы теряем возможность развивать доброту и благодарность, а как следствие – приобретаем одиночество. И всё это лишь у нас в голове, вся ситуация надумана.

Среди буддистов действительно популярна традиция отщельничества и затворничества, однако не многим известно, что эта замечательная методика в подавляющем большинстве случаев носит временный характер. Затвор может длиться от нескольких дней до нескольких лет, и всегда вопрос жизнеобеспечения человека тщательно продумывается и вовлекает в процесс практики несколько помощников. В таких ситуациях чувство благодарности к тем, от кого ты зависишь обостряется, и ты перестаёшь воспринимать блага цивилизации как обезличенную данность. Позже, и за металлическим «тёплым» словом «батарея» становятся видны проектировщики, строители и службы эксплуатации, которые трудились и трудятся ради твоего уюта и благополучия. Когда взаимообусловленность становится очевидной, а благодарность заполняет твоё сердце, ты перестаёшь строить воображаемую пропасть между собой и «нависающим» окружающим миром, избавляя себя тем самым от надуманного одиночества.

Я считаю, всем стоит ходить в такие «отщельничества». Рюкзак на плечо, и на сплав. Сейчас стали популярны «верёвочные курсы» проводимые в городах, но на мой взгляд, без выхода из привычной зоны комфорта, их эффект может носить только кратковременный характер.

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

Как ты знаешь, современный мир технологичен, вследствие чего на планете все больше скапливается мусора. Гонясь за выгодой, человек уничтожает все живое вокруг себя. Как ты считаешь, туда ли мы сегодня живем?

На мой взгляд технология – явление нейтральное, она не плохая ни хорошая. Люди всегда гадили, гадят и гадить будут. Вспомните например средневековую Европу: эпидемии холеры (её ещё очень символично называют болезнь немытых рук) косили население почём зря. Или Индия – тоже хороший пример там в позапрошлом веке люди справляли свою нужду прям на улицах, и по сей день по Ганге плавают недогоревшие части трупов.

Мусора становится больше просто потому, что становится больше людей: если к 1820 годам численность населения планеты с трудом подошла к отметке в 1 миллиард, то за следующее столетие цифра удвоилась, за нынешнее столетие население выросло уже не в два, а в четыре раза. Эти цифры весьма очевидны, и самое парадоксальное, что такой прирост мог произойти именно благодаря борцам с грязью и мусором.Заботясь о чистоте городов, проводя канализацию, создавая условия для соблюдения личной гигиены мы провоцируем бешеный рост этих самых городов.

Вопрос, к чему всё это приведёт я оставлю открытым. Погоня за выгодой действительно очень опасный фактор. Возможно, именно новые технологии помогут нивелировать негативное влияние на планету этого фактора. По крайней мере иной реальной силы, способной весомо выправить пугающую тенденцию я не вижу.

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

Построенный нами мир сегодня полон красок и контрастов, люди вечно спешат куда-то и не успевают жить. Твое мнение, стоит ли обычному человеку пытаться все успеть в этой жизни?

За двумя зайцами погонишься… Узнаешь, как заяц выглядит сзади. В любом деле нужно терпение и сосредоточенность. Сосредоточенность и подразумевает, что ты не отвлекаешься ни на что, направляя всё своё внимание на избранный объект. Нас учили сосредотачиваться школе, и большинству, ненароком привили отвращение к этому процессу. А вот в Буддизме сосредоточение ассоциируется с блаженством и способность к концентрации является основой сверхспособностей. Так же и в жизни, необходимо сосредотачиваться на главном.

Но на самом деле, как бы мы ни старались собрать наше внимание, отвлекаться нам в жизни всё-же приходится. От работы отвлекает семья, от семьи друзья, с друзьями много не пообщаешься — работать надо. Тем не менее, чем меньше этих элементов, чем осознанней они выбраны и чем мудрее компромисс, найденный между ними, тем счастливее полнее и глубже наше проживание реальности.

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

Люди, которые что-то предпринимают, часто ошибаются, многие же наоборот, боясь ошибиться – сидят на месте и ничего не делают. Твое мнение, стоит ли бояться жизненных ошибок и как их преодолевать?

Есть два вида страха: первый провоцирует настороженность, второй — оцепенение. Не знаю, вообще зачем нужно оцепенение, с ним нужно боротьсься, а это возможно лишь при регулярной практике решения сложных и опасных ситуаций. В них же нарабатывается настороженность. Не хочу критиковать ни чей жизненный путь, но лично мне не по душе сидеть сложа руки опасаясь сделать что-то не так.

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

Когда человек взрослеет и начинает созревать как личность, перед ним встает выбор кем быть в жизни. Можешь посоветовать, как сделать правильный выбор и не ошибиться?

Мне нравится мысль моего учителя Ламы Докшита, о том, что выбора вообще нет. В любой ситуации человек поступает единственным возможным для него образом, и иначе он поступить просто не мог, так что и переживать о том, что можешь сделать неверный выбор смысла нет – любое действие станет твоим опытом. Многие же впадают перед любым действием в оцепенение и пытаются «выбирать», и иначе (то есть начать действовать сразу) они поступать не учились. Они обречены мешкаться веря в существование выбора.

Я не призываю поступать резко и не обдуманно, наоборот, именно осмысленность поступков позволяет наращивать опыт, а не наступать на старые грабли. Но воспитывать в себе нерешительность, опасаясь гипотетических граблей не имеет смысла.

Я вот, например, закончил техническую специальность и уехал изучать Буддизм. Ни о том ни о другом я не жалею, не вижу противоречий, хотя технология и духовность и выглядят несовместимыми. Ни то ни другое не являлось ошибкой, оба являются элементами моего уникального жизненного пути, моим опытом.

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

Сегодня, в современном мире можно много услышать разговоров о истинных человеческих ценностях. Можешь ли ты перечислить несколько важных на твой взгляд истинных ценностей для человека и человечества вообще в целом?

Доброта, сострадание, сорадование и беспристрастность. Эти четыре «безмерные» качества человека поистине бесценны.

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

В буддизме есть поверие, что после смерти душа человека не умирает, а перевоплощается в новое тело и живет новую жизнь. Если бы тебе представился шанс прожить свою жизнь заново, что бы ты изменил в ней?

По правде говоря в Буддизме нет души. Более того, существо, получившее наследство твоих поступков после твоей смерти — это уже совсем не тот же самый ты.

А если я бы проживал свою нынешнюю жизнь снова, то не менял бы ничего, ведь выбор — это иллюзия, в которую мы все так наивно верим. Я в этой жизни сделал всё правильно.

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

У всех людей на планете, так или иначе, есть и друзья и враги, если даже не враги, то недоброжелатели точно есть у всех. Что бы ты пожелал своим друзьям и недоброжелателям?

Разумеется, я желаю, чтобы те, уже названные мной четыре безмерных качества зарождались и развивались в каждом существе. Доброта, сострадание, сорадование и беспристрастность. Они поистине преображают мир. Благодаря им перерастаешь рамки оценочного мышления, которое разделяет наше окружение на своих и чужих, на друзей и врагов.

Буддисты практикуют зарождение этих качеств в очевидной последовательности: по отношению к приятным людям (друзьям и близким) затем к нейтральным, и потом к врагам и недоброжелателям.

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

Что посоветуешь людям, которые не желают идти по стандартному жизненному пути, но в глубине души еще сомневаются сделать первые шаги в этом направлении?

Я бы посоветовал взять отпуск, и в нём хорошенько подумать, а стоит ли? Стоит ли что то менять? Ведь ломать — не строить. Большинство людей всё равно заканчивают неким компромиссом, они всё равно остаются жить в грязных шумных городах и всё равно зарабатывают деньги. Так может стоит сразу и искать компромисс? Например найти какой-нибудь эзотерический или психологический клуб в своём городе и посещать его пару раз в неделю. То есть оставить это на уровне хобби.

Для желающих получить существенное представление о практиках очень рекомендую курсы випассаны по С. Н. Гоенка. Да и в принципе, два раза в год выбираться на какие-нибудь курсы или в походы – это хорошая практика. Она позволяет поддерживать сознание свежим, точно так же, как чистка зубов два раза в день помогает поддерживать свежим наше дыхание.

12 вопросов о жизни русскому буддисту, который живет в Таиланде

Спасибо Луг, что нашел время пообщаться и искренне ответил на все наши вопросы. Желаем тебе успехов в учебе и непоколебимо следовать дальше по выбранному пути. Лугмопа (Александр Березин, https://vk.com/id27832110)