Устройство козлового крана
Конструкции козловых грузоподъемных механизмов (ГПМ) и мостовых схожи. Различие заключается в том, что мост в первом случае опирается на движущиеся опоры, а не на концевые балки.
Козловой кран отличается надежностью, способностью поднимать и перемещать многотоннажные грузы. Его применяют на открытых площадках в строительстве, на железнодорожных станциях, в речных портах. Более скромные по габаритам модели устанавливаются в закрытых строениях: на складских терминалах, в просторных производственных корпусах.
Назначение, особенности работы
Грузоподъёмное оборудование козлового типа по сфере применения бывает:
- строительно-монтажным;
- общего назначения;
- специальным.
Мостовые конструкции для строительно-монтажных работ отличаются большими (до 50 м) длиной. Такие ГПМ занимаются подъемом груза на высоту до 18 м.
Козловые краны общего назначения и принцип работы козлового крана используются при уличных работах. Они функционируют в широком температурном диапазоне – от -50 до +50 градусов. В зависимости от вида и конструктивных особенностей имеют грузоподъёмность до 50 т при длине пролетной части 40 м. Для поднятия материалов и прочих грузов используются крюки, траверсы, грейферы.
«Козлы» спецназначения применяются для работ с крупногабаритным грузом повышенной тяжести (до 200 т). Их эксплуатация актуальна на заводах по обработке древесины, в речных и морских портах. Они выполняют задачи по подъему длинномеров, крупногабаритного груза, штучного веса – лесоматериалы и металлопрокат, производственное оборудование и транспортные средства. Сыпучие материалы, например, щебень, песок, гравий перемещается грузоподъемными устройствами в контейнерах.
Конструкция
Все ГПМ козлового типа производятся по ГОСТ 7352-88.
Конструкция любой модификации козловой подъёмной техники состоит из таких элементов, как:
- опоры;
- мостовое сооружение;
- грузовая тележка;
- операторская кабина;
- подкрановые пути;
- электрическая часть.
Опоры
Опорная часть состоит из одной или двух деталей. Конструкция из двух опор отличается повышенной надежностью, востребована из-за большей грузоподъемности.
Основой сооружения служат пространственные или плоские фермы, листовые конструкции коробчатого типа. Обе опоры желают жесткими, если расстояние между рельсами крановых путей меньше 25 м. В остальных случаях используется вариант: одна опора – жесткая, вторая – шарнирного типа, соединенная с мостом.
Сооружение имеет разное строение – одно- или двухбалочное. Балки монтируются с опорами, а канаты для перемещения груза размещаются между ними.
Устройство подъёма
Устройство по подъёму состоит из тележки, лебедки, вспомогательных компонентов.
Механизм подъёма устанавливается стационарно на мосту или размещается на грузовой тележке. В первом случае необходимо иметь запас у каната грузоподъемной лебедки.
Грузовые тележки различаются по способу передвижения:
- по монорельсу;
- по двум рельсам или по полкам двутавровой балки;
- при помощи канатной тяги между лебедкой и барабаном (привод устанавливается на мосту);
- самоходные устройства, в которых механизм расположен на тележке.
Чтобы предотвратить удары о корпус концевых балок, в конструкции устанавливаются ограничители – деревянные или резиновые буфера. Они находятся в месте окончания хода тележки.
Лебёдки делают из стальных канатов или цепей. Модели с нарезным барабаном обладают повышенными характеристиками надежности, большей массой и размерами. Для увеличения тягового усилия устанавливают полиспаст, кратность которого зависит от веса поднимаемых материалов или оборудования.