Транспортная характеристика грузов и грузовых перевозок
Груз — это продукт производства (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция), принятый транспортом к перевозке.
Если груз упакован в соответствующую по условиям перевозки тару, замаркирован согласно правилам, находится в надлежащем кондиционном состоянии и может быть сохранно перевезен, то считается, что он находится в транспортабельном состоянии.
Совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, называется транспортной характеристикой груза. Груз характеризуется режимом хранения, способами упаковки, перегрузки и перевозки, физико-химическими свойствами, размерами, объемом, массой и формой предъявления к перевозке.
Способ транспортировки, погрузочно-разгрузочные механизмы, а также тип вагона, судна, автомобиля, режим хранения груза, меры по технике безопасности, пожарной безопасности определяются физико-химическими свойствами груза и формой предъявления его к перевозке. С учетом особенностей грузов созданы соответствующие грузовые устройства (транспортеры, насосы и др.) и транспортные средства(вагоны, суда, автомобили).
За перевозку грузов и выполнение погрузочно-разгрузочных работ взимается плата, которая определяется по единой тарифной номенклатуре грузов.
Транспортная классификация грузов, единая для всех видов транспорта, по свойствам, которые определяют различие стороны процесса перевозки и хранения, отсутствует. На каждом виде транспорта существует своя классификация, учитывающая его особенности.
Наиболее удобна транспортная классификация, применяемая на морском транспорте. По этой классификации все грузы делят на три группы: массовые, генеральные (штучные) и особорежимные.
К первой группе относят насыпные, навалочные, наливные и лесные грузы, которые имеют определенную массу. Насыпные и навалочные грузы имеют определенную массу. К насыпным относят в основном зерно и семена всех видов сельскохозяйственных культур, к навалочным — уголь, песок, гравий, камень. Эти грузы предъявляют к перевозке преимущественно большими партиями, обеспечивающими полную загрузку вагонов, судов и автомобилей. Наливные — это жидкие грузы, которые перевозят наливом в специальном подвижном составе (цистернах, танкерах, бензовозах). К лесным грузам относят лес, пиломатериалы, фанеру и другие изделия из древесины.
Вторая группа— общие (генеральные), или штучные, грузы перевозят упакованными в разнообразную тару или без упаковки. По числу наименований это самая многочисленная категория грузов. В зависимости от вида упаковки различают грузы мешковые, киповые, катано-бочковые, ящиковые, контейнерные и пакетные. В мешках перевозят грузы, не требующие защиты от механических повреждений; в кипы и тюки упаковывают естественные и искусственные волокна и изделия из них (в тюки обычно упаковывают непрессованный материал, а волокнистые вещества — хлопок, джут и т.п. — прессуют в кипы). К катно-бочковым относят грузы, перевозимые в бочках, барабанах и рулонах. В металлических бочках перевозят топливо, смазку, а в деревянных — сухие химические и пищевые продукты. Металлические барабаны предназначены для транспортировки химических продуктов и других веществ. В ящики пакуют многие грузы промышленности. Типоразмеры ящичных грузов очень разнообразны и регламентированы ГОСТом на тару и упаковку. К штучным грузам без тары относят металл в болванках, слитках, чушках, кирпич и т.п. |
Штучные грузы делят на негабаритные, тяжеловесные и легковесные. Тяжеловесным считают на водном транспорте груз, имеющий массу одного места более 1 т, на железнодорожном — более 0,5 т, на автомобильном — более 30 т, а легковесным — грузы, плотность которых менее 0,5 т/м3 (вата, спички, тряпье и др.). Негабаритными (длинномерными) называют грузы, которые по своим размерам выходят за пределы габарита подвижного состава.
К третьей группе относят особорежимные грузы, т.е. грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальных правил. К ним относят опасные и скоропортящиеся грузы, а также живой скот и сырые животные продукты.
Порядок перевозки, перегрузки и хранения опасных и скоропортящихся грузов регламентируется тарифными руководствами и действующими правилами и инструкциями, издаваемыми транспортными министерствами и ведомствами. Опасные грузы перевозят в таре, установленной соответствующими стандартами и ведомственными техническими условиями.
Большое значение для транспортной характеристики груза имеют его линейные размеры, показатели объема и массы. Учет их при выборе типа подвижного состава позволяет правильно решать задачу полного использования вместимости транспортных средств.
К линейным размерам относятся: длина , ширина , высота, диаметр . Единицей длины служит метр, а также производные от него дольные и кратные единицы. В некоторых государствах, кроме того, в качестве единицы используют фут, равный 304,8 мм, и др. Объем груза измеряют различными единицами. Основной является кубический метр, а на морском транспорте еще и регистровая тонна (2,83 м3). Массу груза определяют в килограммах или в тоннах.
Перевозимый груз состоит из собственно груза и тары. Полная масса груза и тары называется массой брутто, чистая — массой нетто. На железной дороге в массу брутто входит и масса подвижного состава.
Общее количество грузов, которое можно разместить на подвижном составе, устанавливают по их плотности и удельному объему. Удельный объем — это объем, который занимает 1 т груза на подвижном составе, например, свинец в слитках — 0,2 м3/т. Плотность (объемная масса) груза в эксплуатационной практике является вспомогательной величиной; она выражается в килограммах (или тоннах) на кубический метр.
В практике часто объемной массой насыпных и навалочных грузов называют насыпную массу груза, т.е. массу единицы объема груза, способа его хранения и укладки. Стандартная насыпная масса определяется взвешиванием груза, насыпанного в мерный ящик размером 1000 х 1000 х 1000 мм.
Насыпную массу рн , т/м3, рассчитывают по формуле:
где М — масса груза в мерном ящике (сосуде), т; V— объем ящика (сосуда), м3.M
Плотность насыпных и навалочных грузов зависит от высоты слоя.
Для генеральных (штучных) грузов важной характеристикой объема и массы является удельный объем места Uм, м3/т, определяемый отношением габаритного объема места Vм ,м3, к его общей массе М0 ,т:
Uм = Vм/М0
Объем места может быть определен как произведение его внешних (габаритных) размеров:
Vм = l*b*h
Мерой учета количества наливных грузов является их масса, поскольку у всех жидкостей с изменением температуры меняется объем. Для жидких грузов мерами вместимости служат литры и килолитры.
Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, одинаковую для всех видов транспорта.
Маркировкой называют различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Поэтому маркировку наносят так, чтобы она была ясно видна и сохранялась до конца перевозки. Различают маркировку товарную, отправительскую, специальную и транспортную.
Товарная (фабричная) маркировка содержит наименование изделия и название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТа и другие необходимые сведения о товаре.
Отправительская маркировка содержит номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.
Специальная (предупредительная) маркировка указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов. Транспортная маркировка наносится отправителем в виде дроби (в числителе — порядковый номер, за которым эта отправка принята к перевозке по книге отправления, в знаменателе — число мест данной отправки) и рядом с дробью номер грузовой накладной, например, 500/200= 345 584. Транспортную маркировку наносят на грузовые места независимо от отправительской маркировки. На тарно-штучных грузах указывается масса брутто и нетто.
Массу навалочных, насыпных и наливных грузов, находящихся на судне, можно определить по его осадке.
Массу груза определяют и при приеме его от грузоотправителя и выдаче грузополучателю, так как в процессе перевозки масса различных грузов может измениться в результате потерь, которые вызываются утруской, распылением, усушкой и утечкой. Перечень грузов и предельно допустимые нормы их убыли приводятся в общих правилах перевозки грузов на различных видах транспорта. Размер норм естественной убыли зависит от характера груза, расстояния и условий перевозки и колеблется в довольно широких пределах (от 0,1 до 3,4%). Нормы естественной убыли не применимы при перевозке грузов в герметичной таре, жидкостей в стеклянной упаковке, гигроскопичных грузов, а также грузов, товарные единицы которых не измеряются массой (сантехника, посуда, спецодежда и др.).
Снижению до минимума потерь массы груза и применяемых норм естественной убыли способствуют улучшение качества перевозок, внедрение механизации и автоматизации погрузки и разгрузки, улучшение качества и стандартизация тары и упаковки, внедрение контейнерных и пакетных перевозок, а также соблюдение условий и правил приема и перевозки грузов.
Классификация и характеристика грузовых перевозок. На каждом виде транспорта установлены различные виды грузовых сообщений, отправок и скорости перевозок грузов.
Железнодорожный транспорт. Виды грузовых сообщений: местное в пределах одной дороги; прямое — в пределах двух и более дорог; прямое смешанное (железнодорожно-водное) — перевозка по единому перевозочному документу с участием железнодорожного и водного транспорта или прямое смешанное (железнодорожно-автомобильное) — по единому перевозочному документу с участием железнодорожного и автомобильного транспорта; прямое международное — по единому перевозочному документу с участием дорог двух или более государств. Кроме того, Уставом железных дорог РФ (ст. 68) предусмотрены прямые смешанные железнодорожно-водно-автомобильное, железнодорожно-воздушное и другие сообщения.
В зависимости от количества груза, принятого по одной накладной, перевозки выполняются мелкими, малотоннажными, повагонными, групповыми и маршрутными отправками.
Мелкой отправкой считается партия груза массой до 10 т и объемом не более 1/3 вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площади четырехосной платформы.
Малотоннажной отправкой считается партия груза массой от 10 до 25 т и объемом не более половины вместимости четырехосного вагона. Для повагонной отправки требуется отдельный вагон.
Групповая отправка — это такое количество груза, для которого требуется более одного вагона, но меньше маршрута.
Маршрутной отправкой считается партия груза, предъявляемого к перевозке по одной накладной, для которого необходимо такое количество вагонов, которое соответствует по массе норме маршрута (поезда).
Скорость доставки подразделяют на следующие виды: грузовая — перевозки осуществляются в обычных грузовых поездах; большая — в ускоренных поездах (скоропортящиеся грузы); пассажирская — перевозка багажа и грузов с пассажирским поездом.
Автомобильный транспорт. грузовые перевозки в спб различают по следующим признакам:
– отраслевому — перевозки грузов промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, коммунального хозяйства, почтовые;
– размеру партий грузов — массовые и мелкопартионные перевозки. Массовыми называют перевозки большого объема однородного груза. Крупная партия может быть равна номинальной грузоподъемности автомобиля q, но не меньше qy (где у — статический коэффициент использования грузоподъемности). Мелкопартионные перевозки — это называют небольшие партии груза (массой от 10 кг до — т);
– территориальному признаку — городские, пригородные, внутрирайонные, межрайонные, междугородные и международные перевозки;
– способу выполнения: местные — осуществляются одним автотранспортным предприятием; прямого сообщения — при перевозке участвуют несколько автотранспортных организаций; смешанного сообщения — перевозки двумя или несколькими видами транспорта. Одной из форм перевозок смешанного сообщения являются комбинированные. При комбинированных перевозках груз передается с одного вида транспорта на другой без перегрузки. Это достигается, например, путем применения специальных полуприцепов-контрейлеров, перевозимых на железнодорожных платформах или на речных и морских судах;
– времени освоения — постоянные, сезонные и временные перевозки. Постоянные осуществляются на протяжении всего года, сезонные — только в определенное время года, временные носят эпизодический характер;
– организационному признаку — централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортные предприятия выступают организаторами доставки грузов получателям, и сами осуществляют этот процесс. При децентрализованных перевозках каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает доставку груза.
Морской транспорт. Классификация морских перевозок предусматривает их деление по видам перевозок, плавания и сообщений.
По видам перевозок грузовые перевозки подразделяются на сухогрузные и наливные.
В зависимости от вида плавания морские перевозки делят на малый, большой каботаж и заграничное плавание. Под малым каботажем понимают плавание судов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов без захода в территориальные воды других государств. Большой каботаж — это плавание судов между портами одной и той же страны, лежащими в разных морских бассейнах. Заграничные морские перевозки обеспечивают экономические связи страны с зарубежными странами.
На морском транспорте различают следующие виды сообщения: междупортовое, прямое водное и прямое смешанное. В междупортовом сообщении перевозки осуществляются от одного морского порта до другого; в прямом водном — от морского порта до речного, причем на морском отрезке пути перевозки выполняют морские суда, на речном — речные; в прямом смешанном сообщении участвует несколько видов транспорта.
На морском транспорте применяют две формы организации работы флота: линейное плавание (регулярное) и рейсовое (нерегулярное).
Основные документы, регламентирующие правила перевозок, и транспортная документация
Основными документами, регламентирующими условия и правила перевозок на транспорте, являются: Устав железных дорог, внутреннего водного, автомобильного транспорта, а также Кодекс торгового мореплавания.
Уставы и Кодекс определяют обязанности, права и ответственность транспортных организаций, предприятий, учреждений и граждан, пользующихся транспортом, регламентируют порядок составления и выполнения плана и основные условия перевозок грузов, багажа и почты, а также взаимоотношения транспортных организаций между собой и потребителями продукции.
В уставах содержатся все важнейшие требования к хозяйству, предназначенному для выполнения грузовых и коммерческих операций и для обслуживания пассажиров.
Уставы содержат требования, направленные на улучшение использования подвижного состава и обеспечение сохранности перевозимых грузов.
В уставах изложены основные положения о перевозках грузов, пассажиров и багажа, конкретные условия (подготовка отдельных видов грузов к перевозке и подвижного состава, способы погрузки и крепления на нем, обслуживание в пути и др.), а порядок выполнения коммерческих операций изложен в Правилах перевозок грузов.
При перевозке грузов заключается договор. Договор перевозки представляет собой соглашение, по которому перевозчик принимает на себя обязательство перевезти обусловленный груз своими средствами от места отправления до места назначения в установленные сроки, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.
На различных видах транспорта договор на перевозку грузов имеет различное содержание и свои особенности.
Так, договором перевозки на железнодорожном транспорте является накладная, которая оформляется отправителем груза. Оформленная накладная принимает форму и силу договора перевозки, заключаемого между отправителем и железной дорогой.
В линейном судоходстве, а также в каботаже договором морской перевозки является коносамент, который одновременно служит распиской перевозчика в получении груза.
В заграничном плавании, при нелинейных формах судоходства, договор морской перевозки оформляется чартером.
Когда договор морской перевозки оформляется чартером, коносамент служит подтверждением (распиской) приема груза. При перевозках грузов в прямом водном и прямом смешанном железнодорожно-водном сообщениях договор морской перевозки оформляется накладной (дорожной ведомостью). Накладными также оформляется буксировка плотов и других плавучих объектов, а также нефтеналивных грузов в Каспийском бассейне.
Для автотранспортных организаций установлен типовой договор на перевозку грузов.
При перевозке груза на каждом виде транспорта используется транспортная документация. Так, Уставом железных дорог определено, что отправитель, предъявляя груз к перевозке, предоставляет станции отправления на каждую отправку накладную, которая является основным перевозочным документом. Формы накладной приведены в Приложениях 1-4.
Комплект состоит из четырех документов: накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме груза. Поэтому при предъявлении груза к перевозке отправитель должен заполнить все четыре документа отчетливо (без подчисток и помарок).
В накладной на лицевой стороне отправитель указывает станцию и дорогу назначения, наименование отправителя и получателя, почтовые адреса, число мест, род упаковки, техническую норму загрузки вагона и данные о вагоне (при погрузке средствами отправителя), массу груза.
Эти же данные заносят в дорожную ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанцию о приеме груза.
На оборотной стороне накладной ставят календарные штемпели о времени (приема груза к перевозке; выгрузки груза железной дорогой или подачи под выгрузку средствами получателя; оформление выдачи груза). В графе «Груз размещен и закреплен согласно главным техническим условиям правильно» отправитель подтверждает правильность погрузки и крепления грузов. Кроме того, заполняют особые заявления и отметки отправителя, железной дороги, отметки о выдаче груза.
В перечисленных документах заполняют и другие сведения, которые требует каждый из документов.
После оформления транспортной документации отправитель получает квитанцию о приеме груза к перевозке. Квитанция — важный юридический документ, свидетельствующий о приеме железной дороги груза от отправителя. С грузом до станции назначения следуют накладная и дорожная ведомость. В дорожной ведомости получатель расписывается в получении груза, а по накладной получатель получает груз.
Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления и служит основным документом для учета и отчетности о выполнении плана перевозок.
Вагонный лист — один из трех перевозочных документов (кроме накладной и дорожной ведомости). Составляют его на каждый загруженный вагон. Если накладная — это договор перевозки, а дорожная ведомость — документ, сопровождающий груз в пути следования, то вагонный лист необходим.
Для перевозки груза в прямом смещенном сообщении используется накладная (Приложение 5), а для оценки выполнения перевозок — учетная карточка (Приложение 6).
Документация при перевозке морским транспортом. При перевозке морем в межпортовом сообщении первичным документом является погрузочный ордер. В прямом водном или смешанном сообщении вместо погрузочного ордера отправитель заполняет накладную.
Коносамент — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю при перевозке грузов морским путем. Коносаменты бывают: именные, составленные на имя определенного получателя, ордерные, предъявительные по предъявлению коносамента.
Документация при перевозке речным транспортом. Одновременно с предъявлением груза к перевозке или плота (судна) к буксировке грузоотправитель обязан передать порту (пристани) отправления накладную.
Накладная – основной документ, сопровождающий перевозимый груз или буксируемый плот (судно) на всем пути следования до места назначения.
Существуют следующие формы накладных:
ГУ-1 — перевозка сухогрузов;
ГУ-3 — перевозка грузов в универсальном контейнере;4
ГУ-5 — буксировка плотов и судов;
ГУ- 7— смешанное сообщение;
ГУ-9 — нефтепродукты.