Система оплаты перевозок называется тарифами. Тарифы устанавливают на основе себестоимости перевозок, плановых накоплений и расходов на улучшение и расширение деятельности автотранспортных предприятий. Тарифная плата является ценой транспортной продукции.
Транспортными тарифами называется система цен, по которой взимается плата за перевозки.
Снижение себестоимости перевозок является важным средством снижения тарифов и, как следствие, привлечения дополнительных клиентов. Основные методы снижения себестоимости заключаются в повышении производительности ПС за счет увеличения количества груза, перевозимого за одну ездку, сокращения непроизводительных простоев и холостых пробегов, повышения скорости движения. Снижение затрат достигается за счет экономии автомобильного топлива, использования более нового и совершенного ПС, уменьшения накладных расходов и сокращения вспомогательного персонала АТП.
Грузовые тарифы на перевозку в Хабаровск,Владивосток возмещают затраты на транспортирование продукции для обеспечения расширенного воспроизводства на транспорте. Таким образом, размер средней тарифной ставки определяется из соотношения
(5.1)
т = с + п,
где С — себестоимость перевозок; П — прибыль перевозчика.
При определении тарифов необходимо учитывать снижение себестоимости с увеличением расстояния перевозок. Этому принципу соответствует
дифференцированная система построения тарифов, когда покилометровая ставка тарифа экспоненциально снижается с увеличением расстояния перевозки груза. Обычно снижение ставки ограничивают рациональной дальностью перевозки. Сверх этого расстояния ставка остается постоянной или даже увеличивается. Это позволяет перевозчику компенсировать повышение затрат, связанных с нерациональным использованием ПС.
Система постоянных ставок не учитывает изменение тарифа с ростом расстояния перевозки груза. В этом случае могут учитываться другие факторы (тип ПС, срочность перевозки и т. п.).
Аккордная система предусматривает фиксированную оплату за перевозки.
В настоящее время на услуги грузового АТ установлены свободные цены, уровень которых определяется конкурентной средой и фактическими затратами перевозчика. Для удобства выполнения расчетов с клиентами АТО разрабатывает собственную тарифную систему, которая зависит от специфики работы организации, конкретных условий доставки грузов, объемов перевозки и т. п.
На АТ наибольшее распространение получили следующие схемы формирования грузовых тарифов:
- • повременные тарифы, используемые при предоставлении клиенту ПС на определенное время, когда невозможно или нерационально определять количественные характеристики перевозок. Ставка тарифа рассчитывается на 1 ч, зависит от типа ПС и может учитывать пробег, выполненный ПС за время использования. Также обычно для компенсации повышенных накладных расходов при незначительном времени использования ПС устанавливается минимальная плата за предоставление АТС;
- • покилометровые тарифы, предусматривающие оплату в зависимости от модели и типа ПС исходя из пробега и применяемые в зависимости от грузоподъемности автомобиля (автопоезда). Обычно эта схема тарифов используется при выполнении междугородних и международных перевозок или при перемещении самих АТС (перегон, подача и возврат, порожний пробег по объективным причинам и т. п.);
- • сдельные тарифы, которые целесообразно использовать, когда имеется возможность точного учета объема перевозимого груза, поскольку в этом случае создается объективная необходимость в повышении производительности АТС и снижении затрат, что позволяет получить коммерческую выгоду при выполнении перевозок. Ставка сдельного тарифа зависит от расстояния перевозки груза, размера отправки и класса груза.
В условиях свободной цены на услуги АТ тариф на перевозку груза определяется себестоимостью перевозок и уровнем конкуренции.
Себестоимость перевозки 1 т груза можно определить по формуле
= [СпеЛг/Р
+ СпосЛ.г/(/т +
(„.рЩУЯЛ (5-2)
Тогда рентабельность, %, перевозки 1 т груза составит
г
1т = (1т -с
1т)/(100с
1т), (5.3)
где
с11г — тариф за перевозку 1 т груза.
При заданном уровне рентабельности
г1г тариф составит
(1и. =с
1т(г
1т + 100)/100. (5.4)
Рассчитанные тарифы для удобства использования в АТО и клиентами обычно оформляют в виде таблиц, которые могут иметь различную форму в зависимости от принятой на АТО схемы формирования тарифов. Образцы построения тарифов для основных схем формирования тарифов приведены в табл. 5.4—5.6.
Таблица 5.4. Построение повременных тарифов
Оплата, руб. |
Модель АТС |
за 1 ч |
за 1 км (минимальная) |
|
|
|
|
|
|
Таблица 5.5. Построение покилометровых тарифов
Модель АТС |
Оплата, руб./км |
|
|
|
|
Таблица 5.6. Построение сдельных тарифов
Расстояния перевозки, км |
Оплата перевозки при массе отправки, руб./т |
До 0,5 |
0,5—1 |
1—1,5 |
1,5—2 |
2—3 |
3—4 |
4—5 |
5—10 |
10—20 |
Свыше 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плата за использование грузового автомобиля по повременному тарифу производится за каждый час работы и за каждый километр пробега в зависимости от грузоподъемности автомобиля.
Повременные тарифы применяют в случаях, когда сдельные тарифы определить трудно:
- • невозможен или затруднен учет массы груза;
- • городские перевозки с заездами в четыре пункта и более за одну ездку, при использовании автомобилей для обслуживания линий связи и электропередачи;
- • для перевозки почты и периодической печати, для технической помощи;
- • внутризаводские и внутрихозяйственные перевозки по обслуживанию цехов, колхозов, фермеров и др.