Системный подход в дизайне
Системный подход в дизайне — это рассмотрение сложного объекта дизайнерского проектирования как системы взаимоувязанных материально-функциональных и социально-культурных элементов. Он требует определения параметров, по которым производится проектирование и дальнейшая визуализация объекта с учётом функциональных особенностей. Основными задачами системного подхода являются исследование специфических связей, установление закономерностей, присущих отдельным типам систем, и разработка на этой основе методов их описания и изучения. Существуют различные подходы художественного проектирования дизайна интерьера, каждый из которых имеет свои критерии реализации проекта.
Дизайн — это сложный многоступенчатый процесс, основанный на создании модели некоего еще не существующего явления, объекта, прибора с наперед заданными характеристиками или свойствами. Чтобы создать дизайн-продукт, необходим комплекс научно-технических знаний о работе данных приборов или механизмов, о свойствах материалов, из которых они сделаны, о способах их изготовления и множество других, есть ещё одна структура, пронизывающая дизайнерское решение — эргономическая.[5] Все эти аспекты, благодаря которым рождается дизайнерский продукт, требуют системы, определенного порядка, выстроености и логичности.
Инженерный подход к дизайну упрощает, ускоряет процесс проектирования, сводит к минимуму возможность ошибок, так как все систематические методы логически выстроены и имеют возможность контроля, причем такой подход применим как к индустриальному дизайну, так и графическому, web-дизайну и дизайну интерьера.
Системный подход в дизайне
На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. Всё изменилось к началу XIX в. — начали появляться предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-пространственная среда перестала быть рукотворной, изготовление многих предметов быта стало возможным машинным способом. Машинный труд по производительности во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, появилась новая проблема — исчезла индивидуальность и эксклюзивность изготавлеваемых предметов. Промышленный подъем привел к нарушению неторопливого многовекового ритма в развитии предметно-пространственного окружения человека. Возникли новые предметы, еще не укоренившиеся в культуре, что породило проблему их адаптации к вкусам потребителей, возник интерес к психологии покупателя. Кроме этого, быстрые изменения в предметно-пространственном окружении привели к тому, что становится необходимостью не только адаптация к вкусам потребителя, но и к прогнозированию вкусов.
Осознание этих проблем, вызванных с переходом от ремесленного к промышленному производству, привело к появлению неизвестной профессии дизайнера. Каждый специалист по дизайну имеет свой индивидуальный подход к художественному проектированию — метод, по которому дизайнер получает необходимую информацию для создания дизайнерского объекта.
Перед дизайнерским проектированием стоят две основные цели — произведение дизайна должно реализовывать функциональные потребности и при этом иметь художественное начало. Поэтому основа дизайнерского процесса базируется на трёх взаимосвязанных позициях: функция, реализованная в технологии действия проекта (практическая сторона), и конечный образ, эстетическая ценность (художественное содержание). Обе стороны находят воплощение в объемно-пространственном построении и детальной проработке особенностей формы объекта проектирования. Все три исходных позиции переплетены между собой, и невозможно указать, что из чего следует.
Важный аспект, на котором базируется дизайнерское решение — эргономический, привязывающий это решение к возможностям и особенностям человеческой натуры, в том числе социальным и психологическим. Необходимо учитывать комплекс знаний о человеке, о его медико-биологических запросах и вариантах развития личности, выявлять психологические особенности, базирующиеся на темпераменте, психотипе, привычках и предпочтения, образе жизни. Успешное формирование всех этих структур, которые и образуют собой систему дизайнерского проектирования, зависит от двух групп факторов:
1.«объективные» — рассматривают материально-технические, эксплуатационные, технологические и производственные аспекты проекта;
2.«человеческие» — подчиняющие решение этих задач объективно субъективным требованиям потребителя, а так же его психологическим и социальным аспектам.
Данные факторы раскрывают основные потребности, которые необходимо учитывать при разработки дизайна:
1.«польза» — необходимость дизайнерского решения на производстве, в личной и общественной жизни
2.«надежность» — страховка от неожиданных поломок или нарушений эксплуатационного режима
3.«комфорт» — максимум удобств при эксплуатации изделия/помещения
4.«красота» — гармония форм и эстетическое удовольствие. [8]
На основании данных, можно сделать вывод, что дизайн — это, действительно, система, которая соединяет множество наук и процессов. Эта, относительно стройная система теоретических положений, не выглядит определенной, так как в дизайнерском творчестве нет устойчивых предпочтений каких-либо средств выразительности — они легко подменяют друг друга.
Дизайн, как обширный, многогранный вид деятельности строиться на основе не только интуиции, но и системе знаний целых наук. Все эти аспекты, благодаря которым рождается дизайнерский продукт, требуют системы, определенного порядка и логичности.
Системный подход упрощает, ускоряет процесс проектирования, сводит к минимуму возможность ошибок, так как все систематические методы логически выстроены и имеют возможность контроля.
Исследователи методов создания дизайна стремятся осмыслить процесс проектирования, выявить в нем рациональную сторону и построить его логическую схему, с целью свести к минимуму затраты умственной энергии проектировщиков на решение интуитивным путем тех подпроблем проектной проблемы, которые можно решить логически. Логическая схема процесса проектирования дает также дизайнеру эталон проектного метода, пользуясь которым, он может контролировать свои действия, сокращая, таким образом, число возможных ошибок и упущений.
Существуют различные методы проектирования дизайнерских проектов, которые зачастую базируются на описании метода реализации самого проекта, а именно изучении проектной документации, подготовке технического задания, формирования основного проектного замысла, детальном конструировании и сдаче проектной документации. Однако, необходимо систематизировать процесс подготовки к созданию дизайнерского проекта и выявить системные показатели, по которым можно складывать точную потребность заказчика с учётом «объективных» и «человеческих» факторов. Данная система укажет специалисту по дизайну основные сферы, которые необходимо проработать для дальнейшей реализации проекта.