Рельсы: классификация
В настоящее время эти конструкции применяются не только на путях общего сообщения, но и в шахтерской, строительной и прочих отраслях. Благодаря этому можно встретить множество разновидностей, каждая из которых применяется для различных целей. Наиболее распространенными продуктами являются:
- Ширококолейные – Р43, Р65, Р50, Р75. Используются для постройки железнодорожных путей, а также из них изготавливают стрелочные переводы, о которых на нашем сайте есть статья. Стандартная длина составляет 25 и 12,5 метров.
- Крановые (подкрановые)– КР70, КР80, КР100, КР120, КР140; стандартный отрезок 11 м. Они наиболее массивные. Такой вид проката примечателен тем, что он укладывается не только в два ряда – так называемый двухниточный путь, но и в три, а, то и четыре, все зависит от требований.
- Узкоколейные – Р18, Р24; для прокладывания колей, где необходимо меньшая ширина. Чаще всего применяют в шахтах и карьерах с ограниченным пространством. Стандарт – 8 м.
- Рудничные – Р33, Р38; Рудничные применяются чаще всего в подземных шахтах для передвижения вагонеток и небольших составов.
- Трамвайные – T58 и Т62, также на некоторых участках возможно применение Р65.
По способу выплавки их делят по следующим видам стали:
- мартеновская – получают маркировку М (сейчас неактуальна);
- конвертерная – отмечаются литерой К;
- электросталь – в названии буква Э.
По методу противофлокенной защиты готовые изделия могут быть:
- прошедшими изотермическую выдержку;
- подвергнутыми контролируемому охлаждению;
- выполненными из вакуумированной стали.
Также классифицируются по таким моментам, как категория качества, наличие (или отсутствие) болтовых соединений и рельсы цена. Каждая из этих характеристик, в том числе и длина рельса железнодорожного пути в России будет более подробна рассмотрена ниже. Пока же отметим еще один важный показатель.
По виду исходных элементов для производства идет разделение на:
- слитки, из которых после выполняется конструкция необходимой формы;
- НЛЗ, то есть непрерывно-литые заготовки.
По месту укладки различают конструкции для:
- узкоколейной ЖД;
- широкого полотна;
- подземных магистралей;
- подвесных линий.
Различия по категории качества
- высшего – с маркировкой В;
- термоупрочненные – с пометкой Т1 или Т2;
- обычные (не прошедшие термическую обработку) – Н.
Помимо этих, на готовое изделие металлопроката наносятся и другие обозначения, говорящие об уровне исполнения. Неважно, какой стандартной длины бывают железнодорожные рельсы РЖД, если на торце головки вы увидите 1 керн и 1 ключ с молотком, это означает, что она I-го сорта, а если 2 – то II-го. Литера «К» в нижней четверти шейки скажет, что закалены только концы, а «З» – что весь двутавровый профиль.
Требования к жд рельсам
- Размер плети необходим максимальный, чтобы снизить число стыков для уменьшения нагрузки на элементы пути, а также на подвижные части составов.
- Металлоконструкции для путей со значительными осевыми нагрузками (и высокими скоростями перемещения поездов) должны быть утяжеленными. Это важно, чтобы даже их вес оставался рационально наименьшим из необходимых – для удобства монтажа, замены, реконструкции, а также с целью экономии материала при производстве. Про то, сколько весят элементы жд металлопроката, вы можете также прочитать на нашем сайте.
- Достаточная жесткость, требуемая для эффективного сопротивления на изгиб, соседствует с определенной гибкостью. Последняя необходима, потому что при резких и сильных ударах колес не возникало излома или даже расплющивания отдельных деталей.
- Вязкость металла требуется, чтобы подвижные части транспорта не ломались при ударно-динамических воздействиях. И это при достаточной твердости, нужной для многолетней эксплуатации. Профиль не должен стираться и/или сминаться.
- Шероховатая поверхность катания соседствует с достаточной гладкостью – для обеспечения хорошего сцепления между опорными конструкциями колеи и колесами состава. При этом локомотивы, вагоны и тендеры не должны встречать аэродинамического сопротивления при езде.
Действующие стандарты
На этот вопрос отвечают следующие ГОСТы:
- 19240-73 – задает сортамент элементов, используемых для обустройства всевозможных путей;
- 7173-54 – обуславливает проектирование дорог для транспорта именно промышленного назначения;
- 6368-82 и 6726-53 – для узкой и широкой колеи соответственно;
- Р 51685-2013 – общий, современного образца.
Отдельной строкой идет ГОСТ Р 53866-2010, определяющий характеристики крановых. Также нужно ориентироваться на условия и технический паспорт, предъявляемые различными производителями.
Наличие болтовых соединений
Даже при обустройстве бесстыковой колеи не обойтись без участков, которые требуется скреплять специальными накладками и стягивать с помощью болтов и гаек.
Форма отверстий определяется технологией изготовления с особым расчетом, не нарушающим общую прочность металлоконструкции. По этим же соображениям их выполняют строго перпендикулярно по отношению к продольной плоскости. После чего зачищают, чтобы не было наплывов стали или заусенцев.
Внимание, расстояния между осями отверстий зависят от типа и, соответственно протяженности отрезка проката. В случае с Р-50 от торца отступают 66 мм, после чего делают первое просверливание, второе – на дистанции 150 мм, третье – уже через 140 мм. У Р-65 и Р-75 эти расстояния равны уже 96, 220 и 130 мм соответственно. А вот допуски везде идентичны и составляют плюс-минус 1 мм.
При этом концы обязаны быть отфрезерованы, перекос допустим, но не выше 1 мм в каком угодно направлении. По нижней кромке головки можно снять фаску, но не глубже 1-1,15 мм.