Проект предельно допустимых выбросов в атмосферу (проект ПДВ)
Проект ПДВ представляет собой природоохранную документацию предприятия или организации, в рамках разработки которой промышленная площадка (объект негативного воздействия на окружающую среду) рассматривается с точки зрения создаваемого загрязнения атмосферного воздуха.
В проекте ПДВ составляется характеристика юридического лица как источника загрязнения атмосферы на основе инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (которая как правило выполняется в рамках проекта), анализируются концентрации загрязняющих веществ на границе ближайших нормируемых территорий (жилые дома, санитарно-защитная зона и т.д.), определяются нормативы ПДВ, разрабатываются мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ), формируется план-график контроля соблюдения нормативов ПДВ.
Основной задачей проекта ПДВ является установление таких ПДВ, чтобы максимальная приземная концентрация по всем веществам, выбрасываемым юридическим лицом в атмосферу, не превышала санитарно-гигиенических нормативов (в том числе с учетом фоновой концентрации загрязняющих веществ формируемых сторонними предприятиями).
Результатом утверждения проекта ПДВ является получение специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Срок действия разрешения – 7 лет (Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 г. №841 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 182 и от 2 марта 2000 г. № 183»).
C 1 января 2019 года вступили в силу измененные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ и Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, в соответствии с которыми скорректирован подход к нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Разработка необходимых документов получила привязку к присвоенной категории объекта негативного воздействия:
- для объектов I категории НВОС в составе заявки на комплексное экологическое разрешение (КЭР) производится расчет нормативов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также расчет технологических нормативов;
- для объектов II категории НВОС расчет нормативов допустимых выбросов производится в составе декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
- для объектов III категории НВОС рассчитываются нормативы радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);
- для объектов IV категории НВОС выбросы в атмосферный воздух не нормируются.
Учитывая неготовность нормативно-правовой базы к реализации новой стратегии государства в сфере экологического нормирования, были приняты переходные положения законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача или переоформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по действовавшей до 2019 года схеме. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.
В настоящий момент разработка проекта ПДВ целесообразна для предприятий I-III категории НВОС и позволяет решить следующие задачи:
- проведение инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (требование Приказа Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, остается неизменным вне зависимости от присвоенной категории НВОС);
- расчет нормативов ПДВ (выполнение требования ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
- расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере (доказательство непревышения санитарно-гигиенических критериев качества атмосферного воздуха);
- составление плана-графика контроля стационарных источников выбросов (необходимо для программы производственного экологического контроля (ПЭК), см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»);
- составление плана снижения выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ);
- согласование в уполномоченных на то государственных органах и организациях.
Разработку проекта ПДВ нужно проводить в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…
- мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
- проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела, занимающегося вопросами охраны атмосферного воздуха;
- многолетний опыт помогает принять правильные решения при определении расчетных методик, количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны атмосферного воздуха, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
- для проведения лабораторных замеров мы используем ресурсы собственного лабораторного комплекса, включающего две аккредитованные инструментальные лаборатории;
- в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество проектов ПДВ в различных регионах РФ);
- специалистами группы компаний успешно разработаны и согласованы проекты ПДВ для крупнейших предприятий страны;
- предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
- для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс «Воздух», разработанный программистами ГК «ЭКО ЦЕНТР», что позволяет выполнить работу намного быстрее путем автоматизации процессов;
- мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
- качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.
При разработке проектов ПДВ в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…
- недостаточные квалификация и опыт специалистов;
- из-за отсутствия опыта подрядчик выбирает неверное сочетание расчетных и инструментальных методов определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что приводит либо к перерасходу денежных средств заказчика на использование лаборатории, либо к претензиям со стороны органов надзора при проведении проверки;
- неверно разработанный проект ПДВ приводит к ошибкам при реализации программы производственного экологического контроля;
- отсутствие в структуре организации собственной лаборатории влечет необходимость привлечения субподрядчиков с оплатой их услуг сверх стоимости, заложенной в договоре;
- проектировщики требуют представить протоколы инструментальных замеров выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в качестве исходных данных;
- проектировщики из-за территориальной удаленности от промышленной площадки заказчика отказываются выезжать на предприятие, в результате значительную часть работы приходится выполнять сотрудникам заказчика (фотофиксацию источников выбросов загрязняющих веществ, определение систем вентиляции, обозначение на картографических материалах различных данных и т.д.);
- при разработке проекта ПДВ часть источников не учитывается, что приводит к проблемам у заказчика при реализации в отношении него контрольно-надзорных мероприятий;
- особенности технологического процесса производства создают непреодолимые сложности для проектной организации при расчете количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (невозможно подобрать методику, нет результатов замеров на аналогичном объекте, отсутствует практика выбора загрязняющих веществ при балансовых методах расчета химических реагентов и т.д.);
- повышенные значения расчетных приземных концентраций приводят к невозможности завершения работы из-за недостатка опыта у подрядчиков;
- проектная организация отказывается от сопровождения процесса согласования работы;
- в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.