Процесс создания сайтов
Типовой процесс создания сайтов делится на стандартный ряд шагов. Так как практически на каждом подключается отдельный специалист или целая группа, допускается параллельное ведение определенных этапов.
Первый крупный этап разработки – это проектирование, то есть создание определенного проекта будущего сайта, который будет воплощаться посредством всех последующих работ.
Проектирование можно разбить на более мелкие мероприятия.
Определение цели, функционала, вида
Они являются ничем иным, как «фундаментом» разработки. Если основа будет заложена правильно, то процесс существенно упростится.
Цель
Создание качественного проекта (а некачественные не нужны ни заказчикам, ни исполнителям) всегда начинается с определения цели. Достигать ее позволяет выделение ключевого функционала.
Цель – это глобальный смысл создания сайта. Ей практически всегда является повышение продаж и прибыли.
В ряде случаев целью может быть раскрутка нового бренда, продвижение конкретного продукта, создание внутренней системы коммуникаций для филиалов и другое.
Функционал
В зависимости от цели выбирается функционал.
Это могут быть как интерактивные функции (оформление заказов, калькуляторы расчетов и прочее), так и простое предоставление информации, в том числе и контактных данных.
Вид сайта
Функционал влияет на выбор одного из следующих видов:
- интернет-магазин,
- корпоративный сайт,
- визитка,
- промо-сайт,
- лендинг,
- СМИ,
- портал,
- сервис.
Более подробное описание каждого вы можете узнать в одном из наших прошлых материалов.
Примеры
Цель: повышение продаж.
Функционал: возможность оформления интернет-заказов на товары или услуги.
Вид: интернет-магазин, визитка, лендинг.
Цель: раскрутка бренда.
Функционал: интерактивные развлекательные материалы – миниигры, тесты, опросы, конкурсы, статьи.
Вид: промо-сайт, информационный портал.
Анализ
Следующий шаг – анализ решений, уже представленных на рынке. Практически всегда, для любого проекта, существуют готовые аналоги.
Вам, без необходимого уровня знаний, может быть тяжело оценить их удачность и эффективность. За вас это сделают менеджеры компании-исполнителя.
В то же время, если вы точно знаете, на каких конкурентов должен быть похож ваш проект, обязательно укажите ссылку на него. Это позволит существенно сократить время на подготовку и упростить процесс в целом.
Качественный анализ, проведенный со знанием дела, позволяет определить и использовать сильные стороны конкурентов и обойти их недостатки.
Кроме того, на этом этапе важно определить целевую аудиторию проекта, так как в зависимости от возраста и пола меняются не только интересы, но и способ восприятия информации и поведение.
Техническое задание
На основании полученных данных составляется техническое задание (ТЗ).
ТЗ – официальный документ. Его наличие – страховка обеих сторон, что особенно необходимо при сотрудничестве с маленькими, неизвестными компаниями и частными разработчиками-фрилансерами.
Имея под рукой техническое задание, тщательно проработанное и согласованное обеими сторонами на подготовительном этапе, вы, как заказчик, можете быть уверены в точности исполнения работ. Разработчик, в свою очередь, получает гарантии того, что ваше видение кардинально не изменится на финальных этапах.
Все последующие действия до самой приемки проекта должны строго соответствовать ТЗ. Однако зачастую работы отходят от него по инициативе одной или обеих сторон. Главные негативные последствия этого – увеличение сроков.
Дизайн
Следующий шаг – создание дизайна главной и всех остальных страниц. Уже здесь вы сможете визуально оценить оформление и размещение всех функциональных блоков.
В зависимости от условий разработки, используемой системы управления содержимым (CMS) и договоренности, данный этап может выглядеть по-разному.
Макет
Классический процесс создания сайтов включает стадию макетирования – поэтапную отрисовку дизайна.
В этом случае дизайнер, основываясь на собранных данных и ваших требованиях, вручную делает набросок главной страницы на листе бумаги, где схематично отражает положение блоков и отражает идеи выбора иллюстраций. Затем подобным образом прорабатывает и остальные страницы, так как их структура всегда отличается.
В дальнейшем этот набросок перерабатывается в графическом редакторе, чаще всего, в Photoshop. Результат предоставляется вам в виде jpg или других графических файлов.
Несмотря на полное отсутствие функционала, вы уже можете оценить общий стиль оформления и при необходимости попросить внести изменения.
Контент на данном этапе чаще всего еще не готов, поэтому дизайнеры используют так называемый «рыбный текст» – бессодержательный набор слов. Его цель – показать размер, формат и положение текстовых блоков, а также внешний вид выбранного шрифта. Полностью игнорировать размещение текста не следует.
Далее макеты либо отправляются на доработку и проходят несколько итераций согласования, либо отдаются другому специалисту в PSD-формате для осуществления верстки.
Дизайн из каталога
Второй вариант получения дизайна – выбор готового решения из каталога разработчика.
Некоторые компании имеют специальное портфолио, где собраны готовые варианты дизайнов. Останется только разместить на них ваш логотип.
Использование такого дизайна обходится значительно дешевле, чем его создание с нуля.
Бесплатный и шаблонный дизайн
В ряде случаев для удешевления и ускорения процесса может использоваться стандартный дизайн, предоставляемой вместе с CMS или подбирается одна из бесплатных тем оформления.
На главной странице размещается ваш логотип и, если это предусматривает тема, производится «подгонка» ее цветового оформления к вашему корпоративному стилю.
Для крупного интернет-магазина или официального сайта компании, этот вариант практически неприемлем, так как узнаваемость оформления – один из ключевых факторов успеха.