ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ
Закупка компьютерной техники, как стационарных компьютеров, так и комплектующих, моноблоков, ноутбуков и периферийного оборудования (принтеров, сканеров, многофункциональных устройств (МФУ)) имеет свои особенности, поскольку вышеуказанные объекты закупки относятся к товарам, производство которых в России поддерживается законодательством.
Соответственно ограничивается возможность закупок заказчиками тендеров широкой линейки компьютерного оборудования зарубежного производства. Стеной на пути иностранной компьютерной техники стало Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878, утвердившее перечень радиоэлектронного оборудования иностранного происхождения, в отношении которого устанавливается ограничения.
Перечень этот периодически меняется.
Планируется, что с 01.07.2020 направление и получение некоторых заявлений, уведомлений, решений и разрешений, которые предусмотрены правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции будет проходить через государственную информационную систему промышленности (ГИСП).
Также планируется обязать заказчиков указывать в технических заданиях характеристики российской радиоэлектроники, а не импортной, чтобы они не ориентировали участников на предложение зарубежной продукции и не ущемляли этим интересы РФ.
Последнее изменение существует в виде проекта и еще не вступило в силу. Если на процедуру, проводимую в соответствии с законом 44-ФЗ поставка мфу подано не менее 2-х заявок с предложением российских товаров из вышеупомянутого перечня, то заявки с предложением иностранных товаров подлежат отклонению.
Если только та или иная компьютерная техника в РФ производится, то можно не сомневаться, что участникам об этом известно и они предложат товары российского происхождения. Кроме того, если российские аналоги не производятся, то заказчик размещает в составе документации разрешение на закупку зарубежной компьютерной техники, которое ему выдает Министерство Промышленности и Торговли РФ. Тогда все участники смогут спокойно предлагать в заявках зарубежные компьютерные товары, не боясь их отклонения. Но так бывает не всегда.
Заказчик может в силу недостаточной компетентности или злого умысла:
- Вообще не упоминать ПП-878 в извещении либо указать там любое другое постановление, не имеющее отношения к радиоэлектронной продукции
- Указать в извещении ПП-878, но в тоже время включить в объект закупки товары как входящие в перечень, утвержденный данным постановлением, так и не входящие в него.
- Скрыть от участников факт отсутствия производства того или иного товара в РФ.
- Давать неправильные или неконкретные ответы на запросы разъяснений относительно отсутствия производства той или иной компьютерной техники в России.
Что делать участникам в этих случаях?
В случае (1) следует подать запрос разъяснений, указав заказчику на техническую ошибку. Если заказчик искренне заблуждался он внесет изменения в документацию и выпустит её новую редакцию. А если заказчик злоумышленный и не отреагирует на запрос, либо отделается общими фразами, участнику следует обращаться в ФАС. Уж тогда заказчику точно придется приводить документацию в порядок и повторно выпускать её. Если его еще ФАС не оштрафует.
Пример 1
В извещении об электронном аукционе заказчик указал запрет на допуск зарубежного программного обеспечения в соответствии с ПП РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236. В перечне закупаемых товаров: принтеры, сканеры, плоттеры программное обеспечение отсутствовало. В то же время в Извещении не упоминалось ПП-878. На запросы озадаченных участников, которые просили его привести документацию Заказчик отвечал отписками. Последовала жалоба одного из участников в ФАС. Комиссия ФАС указала заказчику на неправомерность подмены одного постановления правительства другим и вынудила его привести документацию в порядок и осуществить повторное размещение процедуры.
В случае (2) также следует подать запрос разъяснений, указав заказчику на техническую ошибку. Заказчик не имеет права смешивать в пределах лота товары, попадающие под действие ПП-878 и не попадающие под него. С другой стороны, заказчик может нарушить этот пункт ПП-878 умышленно, ведь в этом случае оно перестает действовать. Следуя его логике, ПП-878 можно уже не упоминать в извещении. А то что так делать недопустимо – это уже другой вопрос. Ведь если обойдется без жалоб в ФАС, никто и не узнает об этом нарушении.
Пример 2
Заказчик указал в перечне закупаемых товаров системные блоки и операционную систему Windows 10. Системные блоки входят в перечень, установленный в Приложении к ПП-878 (ОКПД2 26.20.15.000), а программное обеспечение (операционная система Windows 10 с ОКПД2: ОКПД2 58.29.11.000) туда не входит. Одним из участников в запросе разъяснений была указана недопустимость подобного смешения товаров в одном лоте. Последовала жалоба в ФАС. На комиссии ФАС заказчик заявил, что он действовал в соответствии с законом 44-ФЗ, который не запрещает объединят разные товары в одном лоте, если только это не приводит к ограничению конкуренции. Также он упомянул о позиции Верховного суда, который тоже одобряет закупку товаров, если они функционально связаны между собой. Тем не менее комиссия ФАС сочла неправомерным такое объединение товаров в одном лоте, поскольку это противоречит ПП-868, а программное обеспечение было заявлено как товар. Кроме этого комиссия ФАС отметила, что ОС Windows 10 попадает под действие Приказа Министерства Финансов от 1236н. А заказчик даже не упомянул о нем в Извещении.