Оптимальный мини-погрузчик
В специализированной прессе приводится такая цифра: благодаря применению сменного навесного оборудования производительность мини-погрузчика при коммунальных и ремонтно-восстановительных работах увеличивается на величину до 80%. Также преимуществом применения одной базовой машины и набора сменных орудий является возможность ее ежедневной и круглогодичной эксплуатации с высоким коэффициентом использования.
Какие работы будет выполнять погрузчик?
Прежде всего уясним задачу, которую предстоит выполнять погрузчику: будут это строительные, коммунальные работы или содержание и ремонт дорог и тротуаров.
Будут ли колесные мини погрузчики выполнять какую-либо одну работу или переключаться на разные? Для многофункционального использования потребуется машина, оснащенная большим количеством навесных орудий и, следовательно, с более сложной и мощной гидросистемой. Обычно более производительные гидросистемы у погрузчиков с бортовым поворотом. Если речь идет преимущественно о подъемно-транспортных работах, предпочтительнее фронтальный погрузчик, поскольку его транспортная скорость, как правило, выше, а ход более плавный благодаря большей колесной базе. Считается, что максимальная производительность погрузчиков с бортовым поворотом достигается при дальности транспортировки грузов до 25–30 м. Если предполагается перевозка грузов на большие расстояния, лучше выбрать фронтальный мини-погрузчик.
Наличие быстродействующего адаптера для присоединения сменного оборудования. Если предполагается частая смена навесного оборудования, погрузчик должен быть оснащен быстродействующим адаптером, который стоит недешево, но значительно повышает производительность работы. Чем выше типоразмер мини-погрузчика, тем чаще встречаются адаптеры типа «защелка–палец». Это очень прочная конструкция, которая хорошо подходит для работы с ковшами и вилочными захватами.
Будет ли погрузчик эксплуатироваться в ограниченном пространстве или без особых ограничений? От этого зависит выбор погрузчика по габаритам и маневренности. Высокой «врожденной» маневренностью обладает погрузчик с бортовым поворотом, ведь он способен разворачиваться на месте. Однако современные фронтальные колесные мини-погрузчики со всеми управляемыми колесами или на сочлененной раме мало в чем ему уступят.
Габариты. Измерьте наиболее узкие места, где должен будет проезжать погрузчик: ворота, тесные проходы, – и определите максимальные габариты нужного погрузчика по ширине и высоте.
Дорожный просвет, углы въезда/ съезда. Если мини-погрузчик будет эксплуатироваться на пересеченной местности и преодолевать склоны, следует обратить внимание на его предельные углы въезда/ съезда. Если предполагается работа на слабом грунте, у погрузчика должен быть высокий дорожный просвет. В обоих упомянутых случаях погрузчик с бортовым поворотом проигрывает фронтальному «коллеге». Дорожный просвет у фронтального может быть больше на 50%, чем у аналога с бортовым поворотом.
Какой максимальный груз должен поднимать мини-по-грузчик?
Определим необходимую грузоподъемность машины, выбрав ее с некоторым запасом. «Запас» не только избавит от случайностей, если вдруг попадется груз тяжелее расчетного, но и позволит избежать постоянной работы погрузчика на пределе возможностей: это уменьшает ресурс машины и к тому же опасно.
Оговоримся сразу, что и остальные характеристики погрузчика будем выбирать с некоторым запасом.
Номинальная грузоподъемность, указанная в характеристике мини-погрузчика, определяет, какую максимальную массу машина может безопасно поднять. Номинальная грузоподъемность колесного мини-погрузчика равна 50% опрокидывающей нагрузки. Опрокидывающую нагрузку определяют так: ковш поднимают на максимальную высоту с максимальным вылетом и начинают нагружать, когда заднее колесо погрузчика начнет отрываться от земли, то есть он готов опрокинуться, – это и есть опрокидывающая нагрузка. Для компактного гусеничного мини-погрузчика номинальная грузоподъемность равна 35% от опрокидывающей нагрузки. Для погрузчика на сочлененной раме опрокидывающая нагрузка определяется при максимально сложенных полурамах. Следует быть внимательным: значения номинальной грузоподъемности, которые приводят производители в технической характеристике сочлененных погрузчиков, могут быть рассчитаны по опрокидывающей нагрузке при прямом положении полурам. В этом случае расчетная величина может быть на 15–20% больше, чем при максимально сложенных полурамах. Если сочлененный погрузчик оснащен вилочным захватом, номинальная грузоподъемность может составлять всего 35–40% от аналогичной величины для погрузчика с ковшом.
На какую высоту погрузчик должен поднимать максимальный груз?
Предполагаемый режим работы: сколько часов в день и с какой нагрузкой намереваются эксплуатировать мини-погрузчик?
Если предполагается напряженная эксплуатация, рекомендуется выбирать погрузчики марок, известных своей надежностью (верхнего ценового класса). Перед покупкой машины нелишне ознакомиться с отзывами о ней пользователей. Поинтересуйтесь вместимостью топливного бака: на сколько часов работы хватит топлива? От того, как часто вам требуется погрузчик, зависит также вопрос: брать машину в аренду или покупать? Рынок аренды мини-погрузчиков в России уже достаточно развит, поэтому не стоит забывать и о такой возможности.
Выберем тип и конструктивные особенности мини-погрузчика.
Мощность двигателя. Следует учесть, что погрузчикам с бортовым поворотом требуется дополнительная мощность двигателя (выше на 30–40% по сравнению с фронтальным мини-погрузчиком, имеющим такую же грузоподъемность) для создания более высокого расхода в гидросистеме из-за особенностей ходовой части. Наличие сочлененной рамы у фронтального погрузчика не предъявляет повышенных требований к мощности двигателя. Мини-погрузчик может иметь дизельный или газовый двигатель. Преимущества и недостатки тех и других известны, газовый экологичнее и обходится дешевле по топливу, но хуже заводится на морозе, поэтому более предпочтителен для работы с заездом в помещения. Мощность двигателя очень важна, если при работе с навесным оборудованием мини-погрузчик должен одновременно перемещаться под нагрузкой и приводить в действие инструмент.
С бортовым поворотом или компактный фронтальный погрузчик. Принципиально важный вопрос – выбор типа мини-погрузчика. В России большое распространение получили погрузчики с бортовым поворотом. Эти машины изначально создавались для выполнения сравнительно небольших по объемам работ, преимущественно в стесненных условиях. Это обусловило их особенности – малые размеры, конструкция ходовой части и способ разворота, крепление стрелы в задней части корпуса. Благодаря заднему расположению крепления стрелы они могут близко подъезжать к самосвалу при загрузке. Однако у них есть ряд недостатков в сравнении с фронтальными мини-погрузчиками: высокий расход топлива; быстрый износ колес вследствие бортового способа поворота; низкая проходимость из-за малого дорожного просвета; низкая устойчивость на уклонах вследствие короткой базы колес; неудобный вход в кабину; сложная и дорогая в обслуживании гидравлическая система (является недостатком, если погрузчику не нужно работать с множеством сменных гидравлических орудий); усилие привода хода передается через гидронасос, бортовые гидромоторы и бортовую цепную передачу. Скорость движения погрузчиков с бортовым поворотом меньше, чем у фронтальных мини-погрузчиков.
У фронтальных мини-погрузчиков трансмиссия обычная механическая, то есть проще и дешевле в обслуживании и эксплуатации, они потребляют меньше топлива. Не зря в Германии, например, они занимают 70% рынка мини-погрузчиков. Очень маневренны и устойчивы фронтальные мини-погрузчики со всеми управляемыми колесами. Режим управления передними колесами используется в тех случаях, когда нужна высокая скорость движения (у некоторых моделей достигает 40 км/ч). Режим «крабового хода» очень удобен для маневрирования. Фронтальные мини-погрузчики с жесткой рамой преодолевают уклон до 40%, в то время как машины с бортовым поворотом способны преодолеть уклон до 25%. Вход в кабину фронтальных мини-погрузчиков осуществляется с двух сторон через боковые двери. В погрузчике с боковым поворотом попасть в кабину можно лишь через фронтальную дверь, что неудобно и более опасно.
Отметим, что в целом фронтальные мини-погрузчики крупнее машин с бортовым поворотом: большинство самых малых моделей компактных фронтальных погрузчиков принадлежит к категории «г/п свыше 1000 кг». Только у некоторых моделей фронтальных погрузчиков грузоподъемность составляет менее 900 кг и совсем у немногих моделей – менее 450 кг.
С жесткой или шарнирно-сочлененной рамой? У шарнирно-сочлененного мини-погрузчика проще система рулевого управления. Но если для работы имеет важное значение ровное положение машины относительно земли (например, при планировке площадки), жесткая рама мини-погрузчика (в т. ч. с бортовым поворотом) обеспечивает более устойчивое положение машины: у сочлененного погрузчика возникают колебания в месте шарнирного сочленения и на задней оси. Фронтальные мини-погрузчики с жесткой рамой устойчивы при движении по склону, чем не может похвастаться шарнирно-сочлененная техника. У шарнирно-сочлененного погрузчика максимальная грузоподъемность уменьшается при складывании полурам, а у погрузчика с жесткой рамой грузоподъемность всегда максимальна.