Новгородский детинец: северная часть
Детинец Новгорода представляет собой один из интереснейших архитектурных ансамблей в России, конечно многие древние постройки он растерял и сейчас совершенно не производит впечатление старого города, но тем не менее многие уникальные вещи сохранились.
Древнейшей постройкой детинца, является Софийский собор. Это самый старый Древнерусский собор в России, древней только в Киеве и Чернигове. Один из трёх Софийских соборов построенных на Руси.
Огромный храм ещё содержит Византийские черты. Из трех Софийских соборов только он сохранил свой облик почти без изменений. Собор в Полоцке разрушен, в Киеве перестроен.
Ещё в конце 10-го века была выстроена деревянная церковь во имя Софии премудрости Божией, вероятно со временем она обветшала и в 1045 году строится новый собор, но уже каменный месте. Собор строился пять лет и для расписки стен были выписаны греческие художники.
Есть легенда об образе Спасителя в куполе: иконописцы писали Спасителя по обычаю с благословляющей рукой, но на другой день рука была сжата. Они поправили рисунок, но на следующий день всё повторилось. Так было три дня, а на четвёртый они услышали голос. Голос сказал что в сжатой руке он держит город и если рука разожмётся, то будет городу скончание. К сожалению во время войны в купол попал снаряд и этой фрески больше нет.
Собор настолько вдохновил горожан, что сразу стал невероятно культовым. С его именем они шли в сражения, на площади перед собором в самые значимые часы собиралось вече (особенно когда выбирали владыку), в соборе хранилась казна города. Деньги из казны брали только в самые важные случаи. В Софии хоронили владык, иногда князей и важных граждан. Такой чести можно было удостоится за особые заслуги перед городом или сложив голову за новгородскую республику.
Особый интерес представляют так называемые Магдебургские врата. Есть две версии о их происхождении: одна говорит о том что сделанные в Магдебурге врата в 1153 году предназначались для польского города Плоцка, другая говорит о том что они были вывезены после разорения корелами и новгородцами крупнейшего тогда шведского города Сигтуна. Последнюю версию подтверждают шведские летописи, но в новгородских такая информация отсутствует.
В любом случае ворота артефакт Западной Европы, в этом можно убедиться лишь взглянув на тексты — они на латыни.
Можно увидеть частицы текста на церковнославянском, вероятно они более поздние.
Ручки выполнены в виде головы львов, во ртах их грешники
Во время шведской оккупации Новгорода в 17 веке шведский король, веря, что эти ворота из Сигтуны, пытался их возвратить. Но Якоб Делагарди (шведский военачальник) сказал что не может пойти против воли горожан, иначе поднимется бунт. Что интересно, шведы поначалу были даже союзниками и воевали польско-литовским войском на стороне Москвы.
К сожалению внутри собора поснимать не удалось, так как местная бабка сообщила мне что «владыка не благословляет». Поднимать бучу не хотелось, поэтому просто поглядел.
Интерьер собора не смотря на почти полную потерю древних фресок довольно интересный. Паникадило висящее в соборе было сделано в Нюрнберге и подарено храму Борисом Годуновым. Центральный иконостас интересен иконами которые сохранились с 12-16 веков. Так же внутри собора находится Алексеевский крест 14 века с надписью » В лето 68(…) писан бысть крест сий в Новегороде благословением и повелением боголюбиваго преосвященного архиепископа Олексия и поставлен на поклонение правоверным людем, а владыце архиепископу Олексию дай Бог многаа лета и здравие и спасение и детем его и всему миру».
Алексеевский крест
На апсиде собора в не заштукатуренной части видна византийская плинфа.
Напротив собора расположена другая доминанта детинца — часовая башня «часозвоня»
Построена в 17 веке по заказу новгородского митрополита Иоакима. Имеет 4 циферблата которые связанны единым часовым механизмом.
Справа здание Судного и Духового приказа, слева Владычная палата.
Владычная палата это уникальное здание для России. Это древнейшая сохранившаяся русская гражданская постройка притом в стиле Ганзейской готики.
Палата построена в 1443 году с участием немецких зодчих. Подобные здания были характерны для Ливонии или Пруссии, но никак не ожидаешь увидеть такое в старом русском городе.
Владыка имел большое влияние в Новгороде. После объявления независимости от Киевской церкви народ стал сам выбирать духовенство из своей среды. Владыка архиепископ выбирался на вече. Ему было подчинены все пригороды и волости. Все дела — семейные, имущественные, торговые — подлежали его суду. В его ведении были все богоугодные заведения и странноприимные дома. Владыка был первый сановник в городе, имел бояр и полки ратных людей со своим знаменем. Так же он участвовал в делах с иностранными государствами. Имел целый двор в Новгородском детинце, своеобразную внутреннею крепость.
Ромбовидный орнамент, характерный признак ганзейского зодчества. Так же здесь видно средневековый туалет.
Внутри палаты сейчас находится музей древнерусского и русского ювелирного искусства.
Один из экспонатов это макет реконструкция вида палаты, здесь хорошо виден не сохранившийся зубчатый фасад.
Зайдём внутрь.
Здесь множественные следы перестроек и реставраций.
Самое интересное место здесь это парадный зал.
Настоящие готические своды.
Кусочек росписей.
Выложу немного музейной церковной утвари.
Замечательная резьба на посохах.
Сохранилось немного фресок.
Здание для своего времени было очень современным, здесь была даже отопительная система.
Рядом с палатой между башнями Митрополичьей и Фёдоровской расположены руины митрополичьего двора.
Обломок какой-то статуи.
Вид от Софийского собора. Здесь видна непонятная крыша в земле. Она скрывает остатки палаты Василия Калики (архиепископа 14 века).
Звонница Софийского собора — памятник архитектуры 15-18 веков в Новгородском детинце.
Перед ней небольшая выставка старых колоколов.
Это неприметное здание — Церковь Входа Господня в Иерусалим (1759). К сожалению обезглавлена. Хороший образец барокко.
В серверной части мало построек сохранилось, но я покажу интересные музейные вещи и виды с Кокуя. Поэтому чтобы не перегружать пост я решил его разделить на два.