НМЦК: откуда берётся начальная цена в тендерах | Путешествуем по всему миру!

Авито - Посуточная аренда жилья

НМЦК: откуда берётся начальная цена в тендерах

Я уже несколько раз использовал аббревиатуру нмцк. Не нужно быть гением, чтобы понять смысл начальной максимальной цены контракта: это – максимальная сумма, которую заказчик готов потратить на данную закупку. Но самым важным для нас моментом является необходимость обоснования НМЦК: заказчик не может взять её «с потолка».

Выше или ниже рынка

Если цена будет неоправданно завышенной, то на закупку может обратить внимание контролирующий орган. Тогда тендер придётся объявлять по-новому, с приведённой в соответствие с рынком и здравым смыслом ценой. Но даже если такая заявка останется незамеченной ФАС, участники всё равно «отрегулируют» цену в правильном направлении: подобные заказы привлекают множество конкурентов.

При неоправданно низкой НМЦК закупка может не состояться: никто не захочет выполнять контракт за такие деньги. Участники предпочтут подождать, пока заказчик поймёт свою ошибку и переназначит торги с нормальным ценником. Однако иногда стоит взяться и за такие заказы, выполнение которых не приносит очевидной денежной прибыли.

Качественно выполненные контракты положительно влияют на вашу репутацию. Хотите добиться успеха в конкурсах? Тогда – помимо низкой цены – вам необходимо представить информацию о ранее исполненных госконтрактах. Забегая вперёд, скажу о ещё одном нюансе: чтобы не оплачивать повышенное обеспечение исполнения контракта при большом снижении НМЦК, вам также придётся предоставить информацию о своём опыте. Поэтому поначалу важно наработать репутацию: например, сейчас вы отдаёте партию своего товара по себестоимости – зато в дальнейшем у вас будет опыт в подобных типах сделок: вы показываете потенциальным заказчикам, что успешно справляетесь с такими задачами.

Методы расчёта НМЦК

В целом, заказчики довольно хорошо ориентируются в рынке и предлагают вполне адекватные цены. Они, как и мы с вами, опираются на закон №44-Ф3 – а в нём указаны все пять методов расчёта НМЦК.

· Рынок. Анализ рынка – методика, которую заказчик обязан использовать «по умолчанию», если в №44-Ф3 не указано, что он должен действовать иначе. Для анализа нужно запросить цены на аналогичные ТРУ у потенциальных контрагентов. Главное, чтобы отправленных запросов было не меньше пяти, а ответов – то есть цен для сравнения – не меньше трёх. В итоге математически высчитывается средняя цена, которая используется в качестве НМЦК для закупки. Если речь идёт о единственном поставщике, то нет нужды высчитывать среднюю цену, необходимо воспользоваться минимальной.

· Нормативы. НМЦК на определённые виды закупок выставляется по изначально согласованным ценам. По ним существуют соответствующие нормативы для некоторых организаций, это касается мебели, медицинских товаров, канцелярских товаров, расходных материалов и пр. В ЕИС и других открытых источниках есть подробная информация, включая постановления Правительства РФ с этими нормативами. Заказчик нормированных закупок может применять и рыночный анализ – но при этом НМЦК не должна быть выше, чем прописанная в нормативе.

· Тарифы. Государственное или муниципальное регулирование некоторых цен существенно упрощает задачу заказчика по расчёту и обоснованию НМЦК. Тариф на объект закупки должен быть установлен соответствующим нормативным правовым актом, на него и ссылается заказчик при обосновании цены.

· Проекты, сметы. Проектно-сметные методы незаменимы при расчёте НМЦК на строительство/реконструкцию или ремонт зданий/помещений. Эта схема вычисления стоимости используется также при проведении реставраций, работ с объектами культурно-исторического наследия.

· Сумма затрат. Иногда ни один из вышеперечисленных методов не помогает обосновать НМЦК. Тогда нужно считать цену так называемым затратным методом: суммировать все затраты по контракту, подробно перечисляя их в обосновании. Когда речь идёт, скажем, о затратах на выполнение определённой услуги, то в «таблицу затрат» вносится абсолютно всё: зарплаты сотрудников за период выполнения контракта, страховка, услуги связи, транспортные расходы и т.д.