Мастеринг трека. Как это делается?
Мастеринг – это процесс подготовки сведенной композиции к записи на компакт диск или другой носитель, который впоследствии приобретает название мастер-копия.
Мастеринг трека – это последний этап обработки композиции перед её записью. Благодаря мастерингу трек приобретает плотное, гармоничное звучание. На этом этапе устраняются мелкие погрешности, сглаживаются углы, композиция превращается в готовый продукт.
Мастеринг можно условно разделить на несколько этапов:
1. Эквализация
2. Компрессия
3. Использование эффектов при необходимости
4. Поднятие уровня громкости и анализ результатов
Эквализация
Как мы все прекрасно знаем, в процессе сведения композиции, каждая отдельная дорожка (каждый инструмент) подвергается эквализации. Это делается для устранения частотных конфликтов. В процессе мастеринга эквализация используется для устранения мелких погрешностей, а также для художественной коррекции.
Какие эквалайзеры лучше использовать?
Для мастеринга лучше подбирать линейнофазовые параметрические эквалайзеры. Например: Waves LinEq Lowband и Waves LinEq Broadband.
Waves LinEq Lowband
Waves LinEq Broadband
Однако при большой необходимости допускается использование и других моделей. Могу порекомендовать следующие: Waves Q1-10 Paragraphic EQ, VoxengoCurveEQ, VoxengoGlissEQ, Sonnox Oxford EQ и др.
Waves Q10 Paragraphic EQ
VoxengoCurveEQ
Sonnox Oxford EQ
Что обычно делают на этапе эквализации?
В процессе мастеринга эквализация обычно используется для компенсации высоких частот, устранения мелких артефактов (если таковые присутствуют) и вырезания суббасовых частот (ниже 30 – 40 Гц). Каждый отдельный трек заслуживает особого внимания и имеет свои настройки эквалайзеров.
Компрессия
Компрессия при мастеринге трека используется для уплотнения трека – устранения разницы между самыми тихими и самыми громкими его участками. С помощью компрессии мы добиваемся необходимой громкости звучания нашей композиции. Под необходимой громкостью подразумевается уровень RMS (Root Mean Square – среднеквадратический уровень амплитуды сигнала) – это своеобразное усреднённое значение уровня громкости за определённый период времени.
Почему мы ориентируемся именно на RMS?
Потому, что две композиции, которые имеют одинаковые пиковые (PEAK) значения громкости могут иметь по ощущениям разную громкость. Это происходит за счет разницы между пиковыми и минимальными значениями громкости двух сравниваемых треков. Для того чтобы устранить эту разницу и используются компрессоры.
Для мастеринга рекомендуется использовать компрессор с мягкой линией перегиба. В идеале это должен быть многополосный компрессор.
Возможные варианты плагинов: Waves C1, Waves LinMB, Sonnox Oxford Dynamics, iZotope Ozone и др.
Waves LinMB
Использование эффектов
Дополнительное использование эффектов дело сугубо индивидуальное. Можно обойтись и без этого.
Какие эффекты можно использовать?
Назову три.
Первый – это реверберация. Она используется для придания треку общности, создания общей атмосферы трека. Не стоит сильно переусердствовать, достаточно будет не больших значений. Плагины: Waves TrueVerb, Waves Rverb, Lexicon Hall и др.
Waves TrueVerb
Waves Rverb
Второй – расширение стереопанорамы. Будьте внимательны и следите за моносовместимостью. Плагины: Waves S1-Imager, Fruity Stereo Enhancer, Fruity Stereo Shaper и др.
Waves S1-Imager
Fruity Stereo Shaper
Третий – художественная коррекция. Это инструменты типа Oxford Inflator и Waves RBass.
Oxford Inflator
Поднятие уровня громкости и анализ результатов
Для поднятия уровня громкости используются приборы называемые максимайзерами. Эти приборы способствуют увеличению громкости до необходимых значений и контролируют появление перегрузов. Это своеобразное сочетание компрессора и лимитера. Основными преимуществами максимайзеров являются плавная амплитудная огибающая и отсутствие клипирования. Плагины: Waves L1 Ultramaximazer, Waves L2 Ultramaximazer и др.