Крановые пути кранов: устройство подкрановых направлений, особенности рельс и прокладок по ГОСТу
Они напрямую зависят от конфигурации мостовых кранов, каждый из которых оснащен несущей конструкцией и грузовой тележкой. Спецтехника может быть с электрическим или ручным приводом, управляться оператором или дистанционно, нести на своем борту не только крюк, но и любое другое захватное устройство (магнит, грейфер и так далее). В рассматриваемом нами случае главное – это характер установки.
По типу крепления выделяют 2 принципиально разные группы оборудования:
- Подвесная – рельсы монтируются на конструкции, крепящиеся, в свою очередь, к стенам и потолкам помещений. Сам механизм портальных кранов нависает над площадкой, над которой требуется перемещать по путям грузы.
- Опорная – здесь агрегат стоит на двутаврах, закрепленных на специальной высотной направляющей. Такой способ размещения позволяет выдерживать значительно большие нагрузки. Такие системы часто используются вне помещений.
Выполняются из металла или бетона. Поверхности их должны быть идеально ровными и абсолютно параллельными для ровной укладки линий.
Например консольные размещаются на специальных стойках с мощным столбом и стрелой, специальные балочные подъемные устройства крановых путей, такие как штабелеры, передвигаются под самым потолком. У полукозловых моделей одна часть опирается на рельсовые опоры, проложенные по земле, другая – на специальную конструкцию, высота которой ограничена техническими характеристиками.
Главное, чтобы формирующие колею прокатные изделия отвечали требованиям ГОСТ 5876-82 и 4121-96, а сама установка проводилась в полном соответствии с РД 10-117-95 и 50-48-0075.03.05, а также ПБ 10-382-00. При должном соблюдении всех эксплуатационных норм использовать такое оборудование можно годами, не задумываясь о ремонте (специфику проведения которого мы рассмотрим ниже).
Применяются следующие марки рельсов:
- крановые – к ним относятся КР70, КР80, КР100, КР120, КР140;
- стандартные ж/д, если нагрузка будет небольшая, например – Р43, Р50, Р65.
В случае с опорами типа КР применяют следующие методы для улучшения прочности и износостойкости:
- Головка закругляется. Цель – создать идеальную поверхность контакта, чтобы исключить рывки, которые раскачивают груз, создают опасность и сокращают срок службы.
- Утолщают шейку, чтобы она не сминалась при подъеме тяжестей.
- Металлопрокат делают более низким, чтобы избавиться от чрезмерных напряжений.
- Подошва увеличивается для устойчивости изделия.
Понятие и назначение подкрановых путей, конструкция мостового крана
Сформулируем еще одно определение – в дополнение к уже данному выше: выражаясь максимально простыми словами, это совокупность направляющих. Основная роль – обеспечивать саму возможность перемещения спецтехники в пределах рабочей зоны, дополнительная – упрощать движение, делая его безопаснее, что на практике проявляется в распределении действующих нагрузок.
Перейдем непосредственно к грузовому оборудованию и ключевым параметрам его классификации.
Схема
По конфигурации несущей части (моста) все выпускаемые модели разделяют на 2 группы:
- Однобалочные – на концах единственного двутаврового прокатного изделия или несущей фермы установлены концевые металлоконструкции с тележками. Данное решение позволяет нести как основной агрегат, так и вспомогательный, консольный. В числе преимуществ такого оборудования его сравнительно легкий вес.
- Двухбалочные – жестких элементов уже пара. В результате можно навешивать более мощные подъемные механизмы, которые особенно удобны при дистанционном управлении. Производительность данного варианта выше, чем предыдущего, но и масса тоже больше, а значит нагрузка на опору серьезнее.
Разделение по типу крепления мы уже рассмотрели, но также отметим, что существуют нетрадиционные виды мостовых кранов, передвигающиеся по альтернативным надземным путям, и это:
- Радиальные – вращаются по О-образному рельсу, который надежно зафиксирован на опорах вокруг рабочей зоны.
- Хордовые – отличаются от предыдущих только тем, что передвижение несущей части осуществляется не по всей окружности, а лишь по некоторой ее части, в силу чего обслуживаемая площадь несколько меньше, чем у первого варианта.
- Поворотные – они могут выполнять задачи погрузки-разгрузки не только по фронтальной плоскости, но и в любой точке, до которой только способны достать.