Какие задачи может решить корпоративный психолог
Какими бы замечательными ни были процессы и инструменты бизнеса, работать с ними предстоит живым людям. За дашбордами, регламентами и канбан-досками стоят обычные сотрудники. И эти сотрудники порой устают, выгорают, конфликтуют, переживают, что сказывается на результатах компании.
Функции организационного психолога
Оценивает кандидатов на ответственные должности. Психолог способен понять, насколько соискатель мотивирован, что его стимулирует работать лучше, умеет ли он справляться со стрессом и руководить командой. Вводить такую практику оценки для всех должностей излишне, но можно вместе с психологом продумать тесты и вопросы для интервью, которые помогут выявлять софт-скиллы кандидатов.
Оценивает сотрудников. Корпоративный психолог может оценивать лояльность и удовлетворенность команды на глубинном уровне, в также составлять задания для проверки «мягких» навыков.
Создает обучающие материалы. Например, можно вместе со специалистом сделать рассылку об экологичной коммуникации или серию видеолекций о балансе работы и отдыха.
Предупреждает проблемы. Обычно психолога нанимают не для «тушения пожаров», а чтобы проанализировать состояние сотрудников, выявить риски и проработать их. Так, опытный специалист сможет заметить признаки выгорания на ранней стадии.
Корректирует состояние команды. Это актуально, если бизнес столкнулся с проблемой на уровне человеческого фактора — например, с высокой текучестью. Психолог выяснит, почему сотрудники увольняются, и предложит варианты, как исправить ситуацию.
Помогает преодолеть недопонимание. Не всегда сотрудники и руководство могут решить конфликт внутри команды. Психолог в организации посмотрит на ситуацию со стороны, поможет сторонам лучше понять позицию друг друга и договориться.
Поддерживает в преодолении профессиональных вызовов. Часто компании добавляют в набор бенефитов подписку на сервисы психологической помощи. Но не всегда обычный психолог знает, как справиться с профессиональными проблемами: выгоранием, кризисом внутри роли, разочарованием в профессии, синдромом самозванца. Специалист, который работает на стыке бизнеса и психологии, глубже погрузится в контекст.
Задачи психолога в организации
Бизнес может обратиться к специалисту с разными запросами:
- снизить уровень напряженности;
- справиться с неопределенностью в турбулентные времена;
- разрешить конфликт;
- понять, почему сотрудники увольняются;
- определить причины низкой лояльности команды;
- предотвратить подавленную тревогу или агрессию.
Проблемы бывают разными, но общий принцип работы состоит из 3 шагов.
Шаг 1: психолог разбирается в задаче. Специалисту надо понять, чего от него ждут, этичен ли запрос и способен ли он помочь.
Неэтичный запрос побуждает отойти от принципов объективности и беспристрастности, посягнуть на личные границы сотрудника. Если психолог уважает себя и дорожит репутацией, он откажется от работы, на которой надо:
- доносить на клиентов;
- осуждать или стыдить;
- навязывать мысль, что любая возникшая проблема на работе — вина сотрудника;
- обесценивать переживания;
- пропагандировать позицию работодателя, навязывать ее;
- призывать совершить действие, которое сотрудник не хочет выполнять;
- общаться с командой за пределами психотерапии, например вместе ходить в бар по пятницам, чтобы узнавать тайны сотрудников;
- вести личные сессии с людьми, которые постоянно плотно взаимодействуют по работе, дружат или являются родственниками;
- разрешать присутствие на личной сессии третьих лиц, например руководителя;
- записывать сессию на аудио или видео без согласия сотрудника.
Чаще всего встречается первый запрос: психолога просят узнавать, что движет сотрудниками, довольны ли они работой, какие у них карьерные планы, а потом передавать это руководству.
Шаг 2: психолог диагностирует ситуацию, чтобы понять проблему. Бывают сюрпризы: иногда заказчики неправильно оценивают ситуацию. Например, руководство посчитало, что план продаж не выполняется из-за недостаточной мотивации сейлзов, и увеличило бонус. Но это не дало результата. Корпоративный психолог исследует ситуацию и понимает, что дело не в деньгах. Оказывается, из-за слухов о сбоях на производстве сейлзы не верили в продукт и считали его некачественным. Им было сложно преодолеть сопротивление и продавать товар.
Также заказчики не обращают внимание на причины проблемы и пытаются исправить последствия. Нередко СЕО приглашает психолога, чтобы тот помог сотрудникам справиться с выгоранием. После диагностики оказывается, что помощь нужна самому СЕО, потому что своей токсичностью он погубил желание команды трудиться.
Шаг 3: психолог предлагает свое видение ситуации и варианты ее урегулирования. Например, сотрудники стали менее вовлеченными, и эйчар хочет вернуть команде стремление к высоким результатам. Психолог понимает, что всему виной модернизация оргструктуры: сотрудники не согласны с новым подчинением и ролями, поэтому потеряли интерес к задачам.
В этом случае психологу предстоит работать с разочарованием команды и принятием перемен, а не со сниженной вовлеченностью. Для этого специалист может проводить индивидуальные сессии с сотрудниками, которые наиболее болезненно приняли изменения. Также стоит организовать тренинг для каждого подразделения. Благодаря такому тренингу, хотя и с запозданием, команда осознает значение перемен, отследит свое состояние и поймет, что с этим делать.