Как выбрать правильный детский сад
Детский сад – первое место в социальном становлении ребенка, куда он попадает, вырастая из уютной, но уже слишком тесной ему домашней среды. Задумываясь о том, каким должен быть идеальный детский сад для малыша, родитель сталкивается с широким полем выбора: частный, муниципальный, рядом с домом, с супер-подготовкой к школе, с воспитателем, о котором слагают легенды родители в чатах… В этом материале разбираемся, на что обращать внимание при выборе детского сада.
Главный вопрос
Начнем с основного вопроса, который родителю нужно задать себе: чего он ждет, как представляет себе хороший детский сад?
Часто хорошим считается сад, который обеспечит ребенку успешный школьный старт. У многих родителей развита социальная тревожность относительно будущего детей, поэтому они смотрят на сад, как на место, где ребенок должен подготовиться к школе, чтобы потом обеспечить себе правильную образовательную и жизненную траекторию.
Здесь-то и начинаются заблуждения. Что должно происходить в детском саду для этого самого успешного старта? Многие считают необходимым условием хорошей дошкольной подготовки большое количество занятий с рабочими тетрадями, прописями.
Но это не совсем так. Точнее, совсем не так. Детский сад краснодар важен тем, что в нем как раз созревают предпосылки для успешной школьной деятельности: инициативность, умение сотрудничать, мыслить, осознанно следовать правилам, устанавливать причинно-следственные связи, придумывать, развивать воображение. Все эти качества с большей вероятностью возникают не на занятиях, а в работе в малых группах, в свободной деятельности.
В гуманитарной сфере есть такое клише: все или многое зависит от человека. Но когда мы говорим эту фразу, то подразумеваем продолжение: от человека, а не от системы, не от заданных правил. На самом деле, это плохая ситуация, когда все зависит от конкретных людей, потому что важные условия должны быть обеспечены системно.
Такую систему в 2013 году и задал стандарт дошкольного образования – ФГОС. Разрабатывался он ведущими российскими учеными. В нем были отмечены принципиально важные требования к детским садам. Так, в стандарте выделен такой приоритет, как условия для индивидуализации образования. Все исследования начала XX века, еще со Льва Выготского и Джона Дьюи, показали: чтобы развивались универсальные способности – познавательные, коммуникативные – подходить к разным людям нужно по-разному. К одним и тем же результатам должны вести разные дорожки, в соответствии с особенностями человека.
Другой приоритет – способность быть инициативным и выстраивать свою линию, быть способным к самовыражению и самореализации. Выясняется, что люди, которые чутки к себе, понимают собственные потребности, лучше работают. Они в большей степени понимают задачи, которые могут решить, и лучше себя реализуют. Кроме того, и современному производству высокого уровня, где нужна инициатива, требуются специалисты, которые могут действовать гибко и получать удовольствие от работы. Чтобы взрослый мог реализовать себя, уже в детском саду, нужна поддержка индивидуальности, детского «я»: «мне интересно, я хочу, я понимаю, что у меня получается» – такие вещи ребенок уже может осознавать.
Все это действительно важно и соответствует данным современных исследований в области возрастной психологии.
По прошествии девяти лет после принятия стандарта, в дошкольном образовании произошло много изменений, однако нельзя пока сказать, что все детские сады подтянулись и стали работать в соответствии с требованиями этого документа. На сегодняшний день кто-то в большей мере реализует требования стандарта, кто-то в меньшей. И это значит, что у родителей появляется пространство для выбора.
Понятно, что папы и мамы не обязаны оперировать категориями нормативного документа, он в большей степени обращен к педагогам, хотя и является важным для общественности в принципе. Но хорошо, если родители понимают, что есть правила, которые заданы.