Как выбрать помещение под магазин
С каждым годом интернет-торговля набирает обороты, и все больше ритейлеров уходит в онлайн. Но при этом обычные магазины не намерены сдавать своих позиций – они открываются не реже прежнего. Но и закрываются, к сожалению, тоже.
Огромное значение для успешной работы магазина имеет правильный выбор помещения. Сегодня поговорим о тех факторах, которые обязательно нужно учесть.
1. Район
Это один из самых важных моментов, на которые необходимо обратить внимание владельцу магазина. Районы отличаются друг от друга по плотности населения,
инфраструктуре, криминогенности и т.д. Но потенциал района для ритейлеров определяется в первую очередь покупательским спросом и покупательской способностью местных жителей.
Вряд ли магазин элитного чая или бутик брендовой одежды найдет своего покупателя на окраине спального района. Зато небольшая торговая точка будет там вполне уместна.
2. Покупательский трафик
Подходящий район – это еще не все. Нужно правильно определить конкретную точку на карте, которая станет идеальным месторасположением для вашего магазина. При выборе, в первую очередь, необходимо учитывать трафик (то есть покупательский поток). Возле крупных объектов инфраструктуры – вокзалов, станций метро, торговых центров – трафик достаточно плотный почти круглосуточно. Возле других – например, театров, школ – в течение дня он может повышаться и падать.
Конечно, вашими покупателями будут не только те, кто непосредственно прошел мимо магазина. Но учитывайте, что радиус торговой зоны может сильно варьировать в зависимости от типа торговой точки. Для небольшого продуктового супермаркета он составляет примерно 1,5 км (15 минут пешком). У строительного магазина торговая зона больше.
Вообще, чем крупнее и дороже покупки, тем дальше люди готовы за ними ехать.
На покупательский трафик оказывает большое влияние такой фактор, как
3. Транспортная доступность
Большинство повседневных приобретений – продуктов, бытовой химии, какие-то бытовых мелочей – совершается по дороге с работы домой. Однако за серьезными покупками – бытовой техникой, стройматериалами и т.д. – люди едут специально. И не все предпочитают делать это на автомобиле, так что остановка общественного транспорта поблизости от магазина – несомненный плюс.
И все же не стоит забывать про парковку. Для больших магазинов, рассчитанных на покупателей с доходом от среднего и выше, норма составляет 1 парковочное место на 25м2 площади магазина.
А вообще, современные покупатели становятся все тяжелее на подъем. Крупные торговые сети типа IKEA давно это заметили по снижению клиентского потока в своих гипермаркетах, поэтому и стали открывать небольшие магазины, дизайн-студии и шоу-румы в черте крупных городов, а не на окраинах, как раньше.
4. Локация
Выбрать помещение пушкино в торговом центре или в отдельно стоящем здании? Все зависит от того, что вы намерены продавать.
Чем мельче и дешевле товары, тем логичнее будет сделать выбор в пользу стрит-ритейла. Для крупных и дорогих покупок больше подходит ТЦ. В этом случае, подбирая помещение, старайтесь, чтобы оно было расположено как можно ближе ко входу в здание, где трафик максимально плотный. Учтите, что магазин должен хорошо просматриваться и «бросаться в глаза» с разных точек.
Кроме того, выбор локации зависит от того, на какие дни приходится спрос на ваши товары. В торговых центрах поток покупателей увеличивается в выходные дни, а в будни он меньше. Именно поэтому продуктовые супермаркеты на территории ТЦ часто испытывают трудности с посещаемостью, тогда как для магазинов одежды торговый центр – по-прежнему самый очевидный вариант.
Собираетесь торговать алкоголем и табачными изделиями? Не забывайте, что закон запрещает заниматься этим поблизости от школ, детских садов и даже поликлиник. Точный список учреждений и радиус «запрета» зависит от конкретного региона – уточняйте эту информацию на сайте муниципальных органов власти.
5. Коммуникации и технические характеристики
Для многих ритейлеров имеет большое значение наличие тех или иных коммуникаций. Например, некоторые магазины (особенно, круглосуточные) не могут работать, если мощность энергосети меньше 8 кВт.
Кроме электроэнергии обращайте внимание на отопление, водоснабжение, канализацию, систему вентиляции, телефонную связь и скорость интернета.
6. Площадь и планировка
Помещение под магазин должно четко соответствовать вашим потребностям. Дефицит или преизбыток площади чреваты лишними проблемами, которые начинающему ритейлеру совершенно ник чему. Поэтому не соглашайтесь на варианты, которые вам не подходят или подходят только частично.
Общая площадь помещения и торговая площадь – не одно и то же. Если вам нужна торговая площадь около 100 м2, то общая площадь помещения, скорее всего, будет составлять от 130 до 180 м2.
7. Документы и юридический статус
Большинство магазинов должны располагаться в стационарных постройках, которые являются объектами капитального строительства. Кроме того, помещение должно иметь документально подтвержденное коммерческое назначение. Проверить это можно при помощи выписки из ЕГРН и кадастрового паспорта.