Как внедрять Битрикс24
Залогом успешного внедрения Битрикс24 является соблюдение четырёх факторов:
-
-
- Аналитика бизнес-процессов;
-
-
- Настройка функционала Битрикс24;
-
- Обучение сотрудников работе в настроенной системе;
- Сопровождение сотрудников на этапе запуска и «втягивания» в систему.
-
- Что внедрять?
-
- Кто будет внедрять?
-
- Как внедрять (алгоритм)?
Вопрос №1. Что внедрять?
Сейчас следует задать вопрос: а что именно необходимо внедрять? Сам по себе вопрос может показаться странным, но в контексте продукта Битрикс24 он вполне уместен! Битрикс24 — это совокупность инструментов для оптимизации работы компаний. Способ внедрения будет зависеть в том числе и от того, в какой области Клиент хочет провести автоматизацию. За время работы наша команда собрала следующую статистику по типам запросов на внедрение Битрикс24 (цифры усреднены и округлены):-
- 70% запросов приходит на внедрение CRM;
-
- 20% — внедрение модуля учёта задач и проектов;
- 10% — внедрение Интранет (общекорпоративные инструменты: коммуникации, организационно-штатная структура компании, коммуникации, работа с документами, блок HR и тд.).
Вопрос №2. Кто будет внедрять?
Одни компании собираются внедрять систему своими силами, а другие предпочитают прибегать к помощи специалистов. Есть и те, кто не понимает, зачем вообще что-то «внедрять», ведь есть же готовый «Битрикс» – бери и работай. Прежде всего необходимо помнить, что само по себе решение Битрикс24 — универсальное (подходит для многих бизнесов, но не заточено под конкретный ваш бизнес на 100%), модульное (внутри есть много блоков инструментов), комплексное (требует изучения) решение. Потому надо подумать вот о чём:-
- Есть ли у компании человеческие ресурсы для того, чтобы разобраться в продукте и внедрить его своими силами?
-
- Есть ли время на внедрение своими силами?
-
- Своевременное и полное предоставление всех исходных данных о бизнес-процессах в компании;
-
- Контроль коммуникаций;
-
- Принятие участия в согласовании документации (бывает и такое, что интегратор сам придумал ТЗ, сам доработал продукт, Клиент молча подписал все документы, а на выходе получилась система, которая никому не нужна, пусть формально и соответствующая всех вехам ТЗ);
-
- На стороне Заказчика тоже есть дедлайны (сроки предоставления исходных данных, сроки рассмотрения разработанной документации и прочее);
Вопрос №3. Как внедрять?
Мы подошли к тому, с чего, казалось бы, должны были начать. По большому счёту, это и есть алгоритм успешного запуска Битрикс24 в компании. Повторим весь список и расшифруем каждый фактор:1. Аналитика бизнес-процессов.
Аналитика — это тот этап, на котором происходит сбор исходных данных, интервью с клиентом, формирование видения задач клиента, разработка вариантов решения задач, подготовка блок-схем рассматриваемых бизнес-процессов и т.д. Здесь важно выяснить:-
- Как клиент работает сейчас;
-
- В чём его «болевые места»;
-
- Какие задачи он хочет решить внедрением продукта;
-
- Ожидания от внедрения.
2. Настройка функционала Битрикс24.
Здесь название должно говорить сам за себя — настройка продукта. Настройку Битрикса принято разделять на две составляющих:-
- Типовые настройки продукта (не требует программирования — здесь пользуемся теми инструментами, которые предусмотрел для нас вендор);
-
- Нетиповые настройки и доработки (написание сторонних сервисов, нетиповые интеграции, доработка интерфейсов, программирование нового функционала и тд.).
-
- Базовые настройки (статусы и стадии лидов/сделок/счетов/предложений, поля карточек CRM и права доступа к CRM). То есть всё то, что строго индивидуально для каждого бизнеса и без чего нельзя приступить к работе в системе.
-
- Интеграция каналов поступления заявок (опционально, но это сильно оптимизирует работу, избавляя менеджеров от ручного ввода лидов, а руководителя от потерянных заявок и необходимости вести подсчёт этих самых лидов путём анализа новых номеров на АТС или с помощью других изощрённых способов).Чем больше каналов поступления заявок Вы автоматизируете в компании, тем лучше. В идеале все каналы должны быть автоматизированы.
- Нетиповые настройки, всевозможные интеграции со сторонними системами и тд.Нужно далеко не всем. Что интересно, нередко встречаются клиенты, которые планируют объёмные доработки, сквозную аналитику и т.д., при этом забывая про самые базовые вещи, о которых написано выше. Здесь действует принцип Парето: 20% усилий дают 80% результата — главное приложить их в нужном месте.
3. Обучение сотрудников работе в настроенной системе.
Зачем Вашим сотрудникам обучение, и кому его проводить? Первый вопрос риторический, а вот во втором, снова отдаем предпочтение консультантам. Потому что в действительности, когда руководитель приглашает специалиста со стороны (допустим, что консультант действительно хороший), то он получает своеобразный буфер в вопросе запуска продукта. Теперь руководитель лишь объявляет новость, задаёт вектор, а вся остальная работа, как и первичный негатив сотрудников, связанный внедрением нового продукта, остаются на плечах консультанта. Руководитель в глазах сотрудников остаётся человеком, занимающимся стратегией и инвестирующем в развитие. Если Вы владелец или руководитель небольшой компании, Вы понимаете о чём мы. Чему учить? В зависимости от того, что внедряем, выбираем и пакеты обучения. Мы, например, разбили обучение на базовое (основные инструменты Битрикс24) и профильное (работа в CRM и с Задачами/Проектами) применительно к настроенной у Клиента системе. Учить сотрудников лучше по ролям (продажи/логистика/закупки), группами не более 10-15 человек и обязательно с практическими заданиями, опять же, применительно к Вашем бизнес-задачам, а не абстрактными заданиями из разряда «создай лид Ромашка».4. Сопровождение сотрудников на этапе запуска и «втягивания» в систему.
Долгое время мы внедряли портал по схеме «Залогом успешного внедрения Битрикс24 в Вашей компании является совокупность ТРЁХ факторов». Но чего-то не хватало. Уже немногим позже мы поняли, что Клиенту (именно Клиенту – не интегратору) зачастую не хватает самую малость – «дожать» вопрос. Сделать так, чтобы мельница закрутилась. И уж если всё внедрено верно, то она уже сама не остановится – сотрудники не дадут. Казалось бы, как мы можем на это повлиять, и чем помочь? Ведь задача целиком лежит на плечах руководства! Раз процесс не зависит от нас напрямую, значит надо частично разгрузить руководство на стороне Заказчика, а именно взять на себя мониторинг основных показателей системы и активность пользователей в первые недели использования продукта, провести контрольные прозвоны менеджеров по продажам, подготовить отчёты для руководства, проконсультировать пользователей, чтобы они не чувствовали себя брошенными после нескольких часов/дней обучения. Данный алгоритм с одинаковым успехом может использоваться при разных типах внедрения. Подробнее о наших подходах к внедрению: ПРОЕКТНОЕ ВНЕДРЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ВНЕДРЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ Все они отличаются основными критериями, но неизменным остаётся лишь приведённый выше базовый алгоритм. Подводя итоги, резюмирую основные тезисы:-
- Залогом успешного внедрения Битрикс24 является… Это пошаговый алгоритм, гарантирующий вам используемую и приносящую пользу систему;
-
- Перед внедрением нужно строго определиться с областями автоматизации (CRM, проектный учёт, и так далее);
-
- Взвесив все «За» и «Против», принять решение о том кто будет внедрять продукт: Вы, или интегратор;
-
- В случае выбора интегратора не забывать, что 50% успешного внедрения находится в Ваших руках и на Вашей стороне должен быть выделен ответственный сотрудник, или рабочая группа, наделённые не только обязанностями, но и соответствующими выполняемой задаче полномочиями;
-
- Не забывайте о том, что мало провести все работы. Вопрос внедрения надо «дожать», чтобы все механизмы закрутились и работа сотрудников в системе не сошла на нет в первые недели после обучения. Если выдержите этот интервал — дальше всё пойдёт как по маслу и появится аппетит для автоматизации следующих процессов;
- Помните, что любое внедрение должно идти во благо Компании и команде Ваших сотрудников! Руководствоваться только лишь тем, что все они, или почти все, лентяи и за всеми надо следить и заставлять работать – большое заблуждение! Сделайте для них удобный инструмент, позволяющий решать задачи компании.