Как устроена частная пивоварня и как заработать на крафтовом пиве
Итак, что же такое крафтовое пиво? Самое очевидное и самое первое объяснение, которое вам даст каждый бармен или статья в Интернете таково: крафтовое пиво — это «ремесленное» пиво, которое варится частными пивоварнями или индивидуальными пивоварами в небольших объемах и имеет большое разнообразие сортов.
Примерно с 2012 года и по сей день происходит настоящая крафтовая революция, меняется само потребление пива, появляется (наконец-то!) культура в этом направлении. Пиво перестает быть дешевым напитком, который пьют на лавочке у подъезда. Сегодня это многообразие вкусов, качественные ингредиенты, огромное количество специализированных баров, фестивали, совместные варки, множество зарекомендовавших себя пивоварен. Что показательно, даже гиганты пивного рынка сегодня начали выпускать крафтовые образцы, подстраиваясь под маленькие пивоварни, активно вторгшиеся на рынок и уже завоевавшие стабильное место в нем!
Наверное, больше, чем у половины постоянных посетителей крафтовых заведений рано или поздно возникают мысли открыть свой бар, магазин или начать варить пиво. Стоит ли это делать? Однозначно, да! Однако, прежде всего, необходимо влиться в данную тему, начать разбираться в крафте, в пивоварнях (будущих поставщиках), специфике работы. Или взять партнера, который уже в этом разбирается.
Понятно, что для начала деятельности необходимо зарегистрировать юридическое лицо и выбрать систему налогообложения, этого касаться мы не будем. А вот из неизвестного, с чем придется столкнуться при продажах крафтового пива, — система ЕГАИС. Это единая государственная автоматизированная информационная система, которая создана для государственного контроля над объёмом производства и оборота алкогольной продукции.
Казалось бы, звучит не очень страшно, но, когда ЕГАИС только вводилась в обязательном порядке (для розницы это 1 июля 2016 года), криков от продавцов пива была масса. Даже петицию создали, которую каждый желающий мог подписать в Интернете, — против введения данной системы для продаж пива; а многие магазины боялись, что просто не смогут работать с этой системой и закроются, т.к. учитывать буквально «каждую каплю», работать с достаточно сложным программным обеспечением казалось почти не реальным. Тем не менее, не так страшен черт, как его малюют, да и давно известно, как люди относятся к изменениям (будь они положительными или отрицательными).
На момент введения ЕГАИС у большинства поставщиков еще можно было купить продукцию, что называется, в обход системы, но в итоге ее установили все. Сейчас купить пиво в кегах и стекле так же можно без регистрации, но гораздо у меньшего числа поставщиков. Впрочем, это, мягко говоря, уже не законно и не правильно, поэтому советую с ЕГАИС разобраться сразу и установить на рабочий компьютер, привязав к кассе (здесь все индивидуально, т.к. продавать пиво в магазине, например, можно вообще без кассы по патентной системе налогообложения — да, такое тоже есть).
Любой предприниматель, когда-либо открывавший магазин или офис, куда люди должны были приходить «с улицы», прекрасно знает о том, насколько важно расположение торговой точки. Не является исключением и работа с пивом.
Можно подумать, а что тут сложного, ведь пиво сегодня продается на каждом углу, значит, открываться можно везде. Но это лишь первое впечатление. Ведь наличие пивного магазина в определенном месте абсолютно не говорит о его успешности. Он, возможно, работает «в ноль», у него могут постоянно меняться хозяева (посмотрите число объявлений о продажах пивных точек), а о количестве магазинов, которые открывались, а через несколько месяцев закрывались или переезжали в другое место можно и вовсе не говорить.
Конечно, самый идеальный вариант — бар в центре города. Посмотрите на карту крафтовых заведений в Москве, на одной только Таганке они расположены чуть ли ни на одной улице и у всех неизменно аншлаг. А вот крафтовый бар в спальных районах, на окраинах уже более рискованное предприятие. Необходимо понимать, что стоимость бокала крафтового пива в 2-3 раза выше, чем обычного. Наберется ли в выбранной местности та аудитория, которая будет создавать вам прибыль? Возможно, что нет. Относится это и к бару, и к магазину.
Будьте готовы к возражению «дорого», к необходимости объяснять, что такое крафт и почему он лучше того, к чему привыкло большинство потребителей, к тщательной работе по привлечению посетителей, иначе заведение просто не выживет — особенно это относится к заведениям в спальных районах или городах, где еще нет крафта.
У крафтового пива другая аудитория, более высокий материальный уровень людей, которые хотят платить не за возможность выпить, а за возможность насладиться вкусом, провести время в приятной компании, получить хороший уровень обслуживания.
Кроме того, важнейшее отличие крафтовых заведений (будь то бар или магазин) — качество и душа. Да, именно так — в одном ряду. Крафт — это определенная философия, культура, сообщество. Душный пивной магазин с охладителями, фисташками и грубой продавщицей — это то, что погубит ваше стремление заниматься крафтом в самом зародыше.