Как устроен отчёт о движении денежных средств | Путешествуем по всему миру!

Avito Путешествия

Как устроен отчёт о движении денежных средств

В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает, зачем нужен отчет о движении денежных средств, что в нём можно увидеть и почему уметь читать этот отчёт важно не только бухгалтеру. В конце статьи — пример построения отчёта о движении денежных средств, который будет понятен даже очень далёкому от бухучёта читателю.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Зачем нужен отчёт о движении денежных средств

Сегодня познакомлю вас с отчётом о движении денежных средств (ОДДС). В англоязычных странах его называют Cash Flow Statement или просто Cash Flow. Наряду с бухгалтерским балансом и отчётом о финансовых результатах, это одна из трех главных форм бухгалтерской отчётности. ОДДС настолько важен, что в России ему посвящен отдельный стандарт ПБУ 23/2011 «Отчёт о движении денежных средств», а в системе МСФО — одноименный IAS 7.

ОДДС описывает денежные потоки компании за отчётный период и их сальдо на начало и конец периода. Из него можно понять, откуда поступали денежные средства и денежные эквиваленты и на что тратились. Изучение ОДДС в комплексе с отчётом о финансовых результатах позволяет понять, почему прибыль есть, а денег нет, или наоборот.

Я не раз писал о том, что нужно отделять доходы и расходы от поступлений и выплат денег. Первые определяются в момент изменения экономических выгод, вторые — в момент оплаты. Сопоставление первых позволяет понять финансовый результат — прибыль или убыток. Сопоставление вторых — за счёт чего у компании стало больше или меньше живых денег.

Важно анализировать как первые, так и вторые. Доходы и расходы влияют на экономическую эффективность работы компании, которая измеряется показателями рентабельности. Поступления и выплаты — на ликвидность активов и платежеспособность бизнеса. Если мониторить что-то одно, а второму не уделять внимание, есть шанс быстро разориться.

Пример 1.

Продавец договорился о продаже продукции за 200 руб. с рассрочкой платежа. Себестоимость продукции составила 150 руб. Фиксируем прибыль 50 руб. Прибыль есть, а денег нет. Сотрудники не получат зарплату вовремя, компанию погубит недостаток ликвидности.

Пример 2.

Продавец договорился о продаже продукции за 100 руб. и получил 100% предоплаты. Себестоимость продукции составила 150 руб. Фиксируем убыток 50 руб. Деньги есть, а прибыли нет. Сотрудники получат зарплату вовремя, но купить материалы на следующий месяц будет уже не на что. Компанию погубит убыточность. Эльвира Сахипзадовна сказала бы: «Отрицательная рентабельность».

Чтобы не принять чужие деньги за прибыль, а кассовый разрыв за убыток, бухгалтеры и придумали два отчёта.

  1. Отчёт о финансовых результатах.
  2. Отчёт о движении денежных средств.

Чтобы понять, как работает второй, сначала разберемся с базовой терминологией.