История одной “подпольной” типографии в Москве
Мы часто видим людей, раздающих листовки в общественных местах, сейчас это не редкость. Листовки уже стали привычным средством рекламы, их изготавливают тысячи типографий.
А раздача Листовок в москве сегодня стало привычным делом, но и это нельзя доверить кому попало, а только профессионалам, таким как из фирмы “Creon”. Однако было время, когда листовки были предметом агитации и печатались тайно.
В подвале дома 55 на Лесной улице в Москве возле Бутырской тюрьмы и полицейского участка в 1905-1906 годах работала подпольная типография. Создание типографии курировал Леонид Красин, а непосредственную работу организовывал Трифон Янукидзе.
Типография функционировала под видом мелкооптового магазина, торгующего фруктами и сыром. Подпольщики оформили магазин на имя Мирина Колондадзе, но в целях конспирации хозяин здесь не жил, якобы разъезжал по командировкам. Дела в магазине на Лесной вёл «управляющий» Силан Кабизце — опытный революционер-подпольщик. Мнимый управляющий жил здесь с женой и маленькой дочкой. А в подвале конспираторы разрабатывали и издавали листовки и нелегальную газету «Рабочий».
Текст для газет и листовок печатался грубоватым, доступным для простых рабочих языком. В статьях рассказывалось о ситуации в стране и критиковалась власть.
О типографии сняли два фильма — «Американка» и «Дом на Лесной». «Американку» снимали в самой типографии, ставшей впоследствии музеем. «Американка» — название печатного станка, который стоит в музее до сих пор. Станок печатал материалы со скоростью до пятисот оттисков в час.
Когда жандармы приходили в лавку, чтобы устроить обыск, печатников об этом предупреждала служанка. Она начинала гладить бельё рубелем, который издавал характерные громкие звуки. Служанка тоже была революционеркой и имела партийную кличку Труба. Она передавала листовки связным во время прогулки с дочкой хозяина.
Жандармы так и не обнаружили типографию. В 1924 году бывшие подпольщики превратили типографию в музей. Экспозиция передаёт мельчайшие детали давно ушедшего прошлого. Интересно, что много лет экскурсии в музее вела бывшая «служанка» Мария Икрянистова.
А раздача Листовок в москве сегодня стало привычным делом, но и это нельзя доверить кому попало, а только профессионалам, таким как из фирмы “Creon”. Однако было время, когда листовки были предметом агитации и печатались тайно.
В подвале дома 55 на Лесной улице в Москве возле Бутырской тюрьмы и полицейского участка в 1905-1906 годах работала подпольная типография. Создание типографии курировал Леонид Красин, а непосредственную работу организовывал Трифон Янукидзе.
Типография функционировала под видом мелкооптового магазина, торгующего фруктами и сыром. Подпольщики оформили магазин на имя Мирина Колондадзе, но в целях конспирации хозяин здесь не жил, якобы разъезжал по командировкам. Дела в магазине на Лесной вёл «управляющий» Силан Кабизце — опытный революционер-подпольщик. Мнимый управляющий жил здесь с женой и маленькой дочкой. А в подвале конспираторы разрабатывали и издавали листовки и нелегальную газету «Рабочий».
Текст для газет и листовок печатался грубоватым, доступным для простых рабочих языком. В статьях рассказывалось о ситуации в стране и критиковалась власть.
О типографии сняли два фильма — «Американка» и «Дом на Лесной». «Американку» снимали в самой типографии, ставшей впоследствии музеем. «Американка» — название печатного станка, который стоит в музее до сих пор. Станок печатал материалы со скоростью до пятисот оттисков в час.
Когда жандармы приходили в лавку, чтобы устроить обыск, печатников об этом предупреждала служанка. Она начинала гладить бельё рубелем, который издавал характерные громкие звуки. Служанка тоже была революционеркой и имела партийную кличку Труба. Она передавала листовки связным во время прогулки с дочкой хозяина.
Жандармы так и не обнаружили типографию. В 1924 году бывшие подпольщики превратили типографию в музей. Экспозиция передаёт мельчайшие детали давно ушедшего прошлого. Интересно, что много лет экскурсии в музее вела бывшая «служанка» Мария Икрянистова.