С развитием информационных технологий популярность обычного чтения стала снижаться, что неудивительно. Есть телевизор, интернет, ту же книгу можно прослушать в аудио-формате. Читать, в среднем, стали меньше. Хорошо ли это? Ведь именно чтение развивает образное мышление и воображение, тренирует память. Однако, читальные залы и библиотеки продолжают работать. А вот книжных магазинов становится всё меньше. Даже для чтения люди все чаще предпочитают не классическую книгу, а её электронные имитаторы. И кстати, их растущая популярность, свидетельствует о том, что чтение, хотя бы как форма проведения досуга, по-прежнему весьма популярно.
Ниже мы приведем несколько интересных фактов, касающихся уникальности методики скорочтения, чем быстрая речь полезна для глаз и для ума. И, между прочем, в России появилась уникальная франшиза Школы скорочтения, со своей методикой и филиалами по всей России. На сайте имеются и онлайн упражнения.
1. Большинство людей читает со средней скоростью 200-250 слов, (что составляет примерно 2 стандартные страницы) в минуту.
2. Около 2,5% людей читает крайне медленно. За минуту они прочитывают примерно 180-220 слов.
3. Это может показаться странным, но степень понимания текста выше при скоростном чтении, чем при традиционном. В первом случае оно достигает 80% (в среднем), во втором – 60.
4. При скоростном чтении меньше устают глаза.
5. Люди со средней скоростью чтения останавливают взгляд примерно 14-16 раз при прочтении одной строки, тогда как те, кто умеет читать быстро, делают это 2-4 раза на аналогичном отрывке текста.
6. Люди, читающие традиционным способом, одномоментно фиксируют взглядом примерно 10 знаков (около двух соседних слов). У владеющих навыком «быстрого чтения» этот показатель равняется 33-83 знакам, что составляет несколько строчек.
7. Медленное чтение сопровождается в среднем 0,5-0,7 “паразитными” возвратами к уже прочитанному, при прочтении каждой строки. Особенно велик данный показатель у учащихся. У школьников он достигает 20, а у студентов средний показатель регрессивных движений составляет 15 на каждую читаемую строку.
8. Примерно 1/6 часть общего времени чтения («медленном») уходит на возвратные движения глаз.
9. Когда человек читает текст, его глаза транслируют отдельные изображения каждой буквы. Объединение букв в единое изображение выполняется мозгом.
10. Есть данные, что Наполеон Бонапарт за минуту прочитывал 2 тысячи слов.
11. У писателя Оноре Де Бальзака на то чтобы прочесть двухсотстраничный роман уходило полчаса.
12. М. Горький прочитывал за минуту до 4000 слов.
13. Изобретатель Т. Эдисон прочитывал одномоментно несколько строк. При этом он мог запомнить практически дословно до нескольких страниц единственный раз прочитанного текста. Правда, для этого ему требовалась предельная концентрация.
14. В XVII в. Был изобретен аппарат для повышения скорости прочтения книг. Н. Г. Де Сервьера создал машину, похожую на колесо водяной мельницы, где “лопастями” служили подставки для книг, заблаговременно открытых на нужных страницах.
15. Джон Ф. Кеннеди был поклонником техники «быстрого чтения» и требовал от своих сотрудников её освоения. Данная техника основана на исследованиях французского офтальмолога Э. Жаваля, установившего, что при чтении, глаза человека совершают практически мгновенные скачки, перемежаемые кратковременными остановками (фиксациями). Это открытие он сделал в 1878 г. Дальнейшие исследования показали, что реальное поле зрения человека намного шире, чем было принято считать раньше. Первые статьи о технике «быстрого чтения» и его преимуществах начали публиковаться в 1894 году. А первые курсы «быстрого чтения» организовал в 1925 г. Сиракузский университет в США.