Мировым лидером по годовому производству различных фильмов является Индия. Кино в этой стране – глобальное предприятие, потеснившее китайскую и голливудскую киноиндустрию по количеству выпускаемых документальных и художественных лент. Индийские фильмы демонстрируются на экранах девяноста стран мира. В этой статье пойдет речь об особенностях индийского кинематографа.
Разноязычная структура
кино индийское носит разноязычный характер. Дело в том, что в стране употребляется два государственных языка: хинди и английский. Кроме того, практически каждый штат Индии имеет свой, официально признанный язык. И во многих регионах страны (Орисса, Пенджаб, Тамилнад, Западная Бенгалия, Керала, Карнатака, Джамму и Кашмир, Харьяна, Ассам, Анхра-Прадеш, Гуджарат) снимают фильмы. И совсем не удивительно, что индийский кинематограф делится по языковому признаку. В Толливуде снимают картины на языке телугу, в Колливуде – на томильском языке. На хинди выпускает ленты знаменитый Болливуд. Индия ежегодно запускает в прокат более 1000 фильмов на различных языках.
Жанры индийского кино
В индийском кино существует два основных жанра.
- «Масала» – это коммерческое кино, созданное для широкой зрительской аудитории. Фильмы подобного типа характеризуются смешением нескольких жанров: мелодрама, драма, комедия, боевик. Большинство из этих картин – красочные мюзиклы, снятые на фоне живописнейших мест Индии. Сюжет таких лент может показаться сказочным и неправдоподобным. Свое наименование жанр получил в честь индийской смеси специй – масалы.
- «Параллельное» кино – это индийский артхаус. Содержание таких картин отличается серьезностью и натуралистичностью. В этом направлении лидирует бенгальский кинематограф, ведущие режиссеры которого – Сатьяджит Рай, Ритвик Гхатак и Мринал Сен – заслужили признание во всем мире.
Становление индийского кинематографа
Индийское кино появилось на свет в 1899 году, когда фотограф Х. С. Бхатвадекар, или Саве-Дада, снял несколько короткометражных фильмов. Первая полнометражная немая картина под названием «Раджа Харишчандра» была выпущена в 1913 году. Ее создателем стал Дадасахеб Фальке, которому довелось быть одновременно режиссером, продюсером, сценаристом, монтажером, оператором и прокатчиком своего творения. В 1910 году в Индии было снято уже 25 кинолент, а в 1930 году – 200 фильмов. В 1931 году, 14 марта, вышла в прокат первая звуковая индийская картина «Свет мира». Она имела большой успех. В том же году в стране появилось еще 27 фильмов (22 из них – на хинди), что привело в кино неграмотную часть населения Индии. В 1933 году был снят первый британско-индийский фильм «Судьба». Его выход стал важной вехой в культурной жизни Индии – в картине была сцена поцелуя главных героев. Интересно, что, после того как страна получила независимость, в 1952 году, вышел закон о кинематографе, запрещающий поцелуи на экране как «неприличные». Первый цветной индийский фильм вышел на экраны в 1937 году. Он назывался «Дочь крестьянина» и большого успеха в прокате не имел. Вторая мировая война подкосила индийский кинематограф: ужесточилась политическая цензура, возник дефицит кинопленки. Но индийцы продолжали посещать кинозалы. Фильм «Судьба» продержался в прокате 192 недели и имел отличные кассовые сборы.
Золотой век индийского кинематографа
Золотым веком называют расцвет кинематографа, которым ознаменовалась в 1940– 1960-х Индия. Киноленты, появившиеся в этот период, стали классикой жанра. Фильм «Мать Индия» (1957) режиссера Мехбуб Кхана получил большое количество наград на зарубежных кинофестивалях и был номинирован на «Оскар» как лучшая картина на иностранном языке. Самыми известными режиссерами того периода стали: Камал Амрохи, Виджай Бхатт, Бимал Рой, К. Асиф, Мехбуб Кхан. Ленты «Бумажные цветы» и «Жажда», снятые Гуру Даттом, попали в список «100 лучших фильмов всех времен» по версии известных западных изданий. Ведущими актерами и актрисами, любимцами всей Индии, были: Гуру Датт, Радж Капур, Дилип Кумар, Дев Ананд, Мала Синха, Вахида Рехман, Мадхубала, Нутан, Мина Кумари, Наргис.
Радж Капур – любимец публики
Радж Капур известен не только как замечательный актер, но и выдающийся режиссер, который снял лучшие индийские фильмы. Его картины имели стабильный коммерческий успех. Ленты «Бродяга» (1951) и «Господин 420» (1955) повествуют о жизни простых городских рабочих Индии. Секрет успеха фильмов Раджи Капура прост. В них показаны жизнь и быт различных слоев населения такими, какие они есть. При этом снятые в жанре комедии ленты покоряют своим оптимизмом и жизнелюбием. Фраза из песни к «Господину 420» полностью характеризует главного героя картины: «Я в носках американских, модных брюках британских, в русской шапке большой, и с индийской душой». Неудивительно, что зрители не могли оторваться от киноэкранов. Свои лучшие роли Радж Капур сыграл в собственных фильмах и пользовался бешеной популярностью как на родине, так и за рубежом. Он получил много лестных прозвищ. Его именовали «отцом индийского кино», «голубоглазым принцем Востока» и «индийским Чарли Чаплиным». Старое индийское кино с Раджем Капуром до сих пор производит незабываемое впечатление на зрителей.
«Параллельное» кино
В противовес коммерческой киноиндустрии в Индии появилось «параллельное» кино. Главную роль в этом сыграл Бенгальский кинематограф. Лучшее индийское кино в этом жанре снял Четан Ананд («Город в долине»), Ритвик Гатак (Nagarik) и Бимал Рой («Два бигха земли»). Эти режиссеры заложили основу неореализма в Индии. После этого Сатьяджит Рай создал «Трилогию об Апу» (1955-1959), оказавшую влияние на весь мировой кинематограф. Ее первая часть,«Песнь дороги» (1955), стала призером многочисленных международных кинофестивалей. Благодаря успеху трилогии «параллельное» кино прочно утвердилось в индийском кинематографе. Другие режиссеры страны (Буддадев Дасгупта, Мани Кол, Адур Гопалакришнан, Мринал Сен) стали снимать артхаусные фильмы. Сатьяджит Рай при жизни получил мировое признание и множество кинематографических наград. Вторая часть «Трилогии об Апу», выпущенный в 1956 году фильм «Непокоренный», завоевала премию «Золотой лев» на кинофестивале в Венеции и «Золотого медведя» и двух «Серебряных медведей» – в Берлине. Индийские режиссеры Гуру Датт, Ритвик Гхатак и Сатьяджит Рай признаны величайшими теоретиками авторского кино 20-го века.
Романтический боевик
В начале 1970-х годов прошлого века в моду вошли романтические фильмы с элементами боевиков. Эти картины снимались, в основном, в Болливуде. Главным героем таких кинолент стал «сердитый молодой человек» (образ, воплощенный актером Амитабхом Баччаном), который самостоятельно противостоит злу и побеждает во всех бандитских разборках. Фильмы, обильно приправленные песнями и танцами, с яркой романтической составляющей и элементами боевых искусств покорили не только Индию, но и другие страны мира. Индийские фильмы «Зита и Гита», «Любимый раджа», «Мистер Индия», «Танцор диско», «Танцуй, Танцуй» и другие до сих пор с удовольствием пересматривают поклонники жанра. Самыми известными актерами в тот период были Шаши Капур, Санджив Кумар, Дхармендра, Раджеш Кханна, Мумтаз и Аша Парех, Шармила Тагор, а также – Хема Малини, Джая Бхадури, Анил Капур и Медхун Чакроборти.
Современные картины
Новое индийское кино получило мировое признание. Коммерческие индийские фильмы продолжают завоевывать ведущие позиции. В 1975 году на экраны вышла картина Рамеша Сиппи «Месть и закон». Отдельные критики признают ее лучшей в индийской киноиндустрии. Кинофильм «Стена» (1975 ) Яша Чопры также заслужил восторженные отзывы кинематографистов всего мира. В 1980 году получила премию «Золотая камера» на Каннском фестивале лента Salaam Bombay Наир Миры. Этот фильм также получил номинацию на «Оскар». В 1980–1990-е годы были созданы картины «Приговор» (1988), «Жгучая страсть»(1988), «Все в жизни бывает» (1998), «Игра со смертью» (1993), «Непохищенная невеста» (1995). Во многих лентах были задействованы ведущие индийские артисты: Салман Хан, Аамир Хан и Шах Рукх Кхан.
Одной из ведущих стран, выпускающих фильмы в жанре «параллельного» кино по-прежнему является Индия. Кинолента «Предательство» (1998), созданная сценаристом Анурагом Кашьяпом и режиссером Рамой Гопалом Вармой, имела громкий успех и положила начало новому жанру индийского кино – «мумбаи-нуар». Преступный мир Мумбаи отражен в картинах «Танцующая на грани» (2001), «Расплата за все» (2002), «Жизнь по сигналу светофора» (2007) и так далее.
Особенности коммерческого кино
Множество фильмов ежегодно выпускает Индия. Кино в этой стране непрерывно развивается. Часто на киноэкранах появляются высокохудожественные индийские ленты, с сильным драматическим сюжетом, потрясающими актерами и оригинальным творческим подходом на всех уровнях создания картины. Однако множество фильмов снимается по шаблону. Стереотипные сюжеты, слабый актерский состав и так далее. Особое внимание в таких лентах уделяется музыкальной составляющей. Саундтреки к фильмам, чтобы подогреть интерес публики, выпускаются задолго до выхода картины в прокат.
Огромная часть зрительской аудитории в Индии – нищие слои населения, поэтому часто в коммерческих фильмах повествуется о судьбе человека, сумевшего в одиночку отстоять свое место под солнцем. Большое внимание в лентах подобного типа уделяется ярким краскам, красивым нарядам, музыке. Это помогает публике на время забыть о своих житейских трудностях. Часто актрисами в коммерческом кино становятся красивейшие индийские модели: Айшвария Рай, Приянка Чопра, Лара Датта.