Философия Пути Чая
Путь Чая – Ча Дао«茶 道» семантическая форма интеллектуальной, культурной, междисциплинарной и исторической коммуникации.
Философия Пути Чая(茶 道) – воплотила в себе эстетику и сакральность убеждения народов Востока на природу и человека в своем единстве. Философия чая – экологична, и устремляет мысли и действия к чистоте. Философия чая – рациональна и экономична, поскольку проявляет красоту и комфорт в естественности, устраняя всё лишнее и громоздкое.
Философия чая – эстетическая сакральная геометрия и формирует чувство гармоничного мироощущения Вселенной. Философия чая – источник демократии, её лучший эталон, так как объединяет все слои общества, формирует аристократов духа, истинных знатоков и эстетов.
В Китае чайную церемонию (典礼dian li) часто называют Мастерством Чая«功夫茶 gong fu cha». «Гун Фу Ча»– устоявшийся термин в восточной культуре Пути Чая(茶 道), который трудно дословно перевести на индо-европейские языки.
Путь Чая «茶 道 Cha dao» – символическое пространство иероглифа «道 dao» проявляет суть как пути к знанию, истине, к Дао посредством чая. Семантический анализ иероглифов (功夫茶)позволяет определить понятие «мастерство», «легкость и непринужденность навыка», связанное с чаепитием.
«Чай укрепляет волю, снимает усталость, делает острым взгляд, и обыденные суетные мысли становиться неважным и исчезают…» Конфуций
Путь Чая
Восточной традиция становиться понятной и очевидной, когда приходит понимание, что даосизм, буддизм, конфуцианство и чань/дзен обладают и описывают реальность в категории Пути/Потока/Мудрости Дао(道).
«Ча Дао» – (茶 道), минифистирует законы и волю Неба, которые помогают человеку вернуться к своему изначальному недвоственному источнику Дао (道).
«Если при глубокой мудрости сдерживать себя ритуалом, то благодаря этому можно достигнуть истины». Конфуций
Ученики Конфуция отмечали, что Мастер « даже не садился, на неровно постланную подстилку, потому что асимметрия может нарушить душевную гармонию и помешать ясности мышления».
Просветление и Чай
В философии Будды состояние спокойствия и безмятежности, во время Чайной Церемонии достигается не за счет ритуала, а через медитативный настрой сознания, который дает возможность проявить и осознать внутреннюю целостность, покой и концентрацию.
Будда достигнув Просветления под деревом Бодхи, открыл Четыре Благородные Истины(चत्वारि आर्यसत्यानि catvāri āryasatyāni. Не удовлетворение/Источник/Пресечение/Путь), которые стали фундаментом и константой Пути Чая(茶 道).
Участники медитационного чаепития освобождаются от привязанностей суетного ума, познают метаморфозы чайного листа и в пространстве чистоты, гармонии и покоя открывают в себе «Ум Будды» путь чая, состояние ясности вне феноменов и ноуменов.
Участие в чайной церемонии представляет собой восхождение по уровням покоя – от относительного (спокойствие мыслей, движений, взгляда на окружающее) до абсолютного.
Четыре истины Пути Чая
«Четыре благородные истины Пути Чая» по аналогии с четырьмя благородными истинами буддизма – Гармония, Уважения, Чистота, Концентрация.
«Уважение(敬 кэй)» в буддистском контексте – это состояние, а не оценочная категория ума. Уважение – осознанность, во время чайной церемонии и манифестация почтение к чаю, своему состоянию, действию и к окружающим вещам и людям.
«Чистота(清 сэй)» – обитель все благ и проявление не эгоистичного ума и милосердия, состояние открытого сердца и не двоственного ум в позиции наблюдателя.
«Гармония(和 ва)» – спокойное и безмятежное состояния духа, медитативного покоя, во время чайной церемонии. Понимание и переживание изначальной пустоты.
«Концентрация(寂 дзяку)» или Сатори(悟) – целостное состояние наблюдателя, покой, ясность, понимание, на уровне тела,речи и ума.
Сатори(悟) – в дзен буддизме момент Просветления, который возможно достигнут в момент чайной церемонии.
Именно в феномене Сатори(悟), как момента Просветления мы можем понять и осмыслить изначальную суть и единство Дзен и Пути Чая(«禅茶一味 дзен и чай одного вкуса»).
Созерцать и пить чай
«Садо (Путь Чая/茶道 яп.) – проявление красоты и мудрости среди серой суеты», как символично определил её суть Мастер Дзен Сэн-но Рикю.
Созерцать и получать эстетическое удовольствие ускользающей красоты жизни, сопряженное с сакральностью чайной церемонии, в Японии обладает целостной структурой философско-эстетических категорий.
Мано-но-аварэ( 物の哀れ)– глубинная красота вещи, как ризонанс между, небесным и бренным. Укиё(浮世絵)– манифестация вечного в суетной обыденности человеческого бытия. Саби(寂)– печаль от бренности в вечном круговороте жизни.
«…каждый жест, во время чайной церемонии должен проявлять не механическое действие, а живое доброе сердце…». Сэн-но Рикю. Мастер дзен и чайной церемонии.