Фейк: феномен «вечной молодости» племени хунза, который наука пока не разгадала
На границе Индии и Пакистана, в долине реки Хунза расположен так называемый «Оазис молодости» — местные жители живут очень долго и болеют очень редко. Ученые не представляют, как хунзакуты получают дар вечной молодости, хотя исследования феномена ведутся вот уже более полувека.
Потомки Александра Македонского
Соседи племени представляют собой типичные восточные народности, но сами хунзакуты выглядят почти по-европейски. По сохранившимся преданиям, небольшое государство основали солдаты Александра Македонского во время Индийского похода.Народ предгорья
Племя хунза живет на стыке трех самых высоких горных систем планеты — Гималаи, Гиндукуш и Каракорум образуют так называемое «место горной встречи». Формально народ подчиняется Пакистану, но на деле в отдаленное селение чиновники выбираются очень редко.Язык и культура
Народ говорит на собственном языке бурушаски и исповедует Исмаилизм, наиболее мистичную разновидность Ислама. Интересно, что для религиозной доктрины исмаилитов характерна концепция неограниченной свободы воли: такая религия и впрямь подходит народу, решившему жить обособлено от всего мира.Богатырское здоровье
Ледник спускается с гор прямо к долине и хунзакуты с удовольствием купаются в ледяной воде при 10-градусном морозе. Женщины за 50 выглядят молоденькими девушками —английский врач Роберт МакКаррисон писал о том, что роды 60-летней женщины тут в порядке вещей.Сезонная диета
В долине выбор пропитания невелик. Летом рацион хунзакутов составляют фрукты и овощи, на зиму тут запасают высушенные абрикосы, пророщенные зерна и овечью брынзу. В период весеннего голода (два-три месяца до того, как поспеют свежие фрукты), члены племени поддерживают свои силы исключительно зернами и специальным напитком из вяленых абрикосов.Народ без болезней
Другой англичанин, Роберт Бирхер, изучал хунза почти десять лет, а вернувшись на родину написал книгу «Хунзы — народ, который не знает болезней». Бирхер вывел основные правила долголетия хунзакутов, реально работающие и в нашем цивилизованном мире.Модель долголетия
Итак, каким же должно быть питание человека, решившего прожить до ста лет? Для начала придется отказаться от животной пищи: хунзакутов можно назвать вынужденными вегетарианцами, ведь в долине просто не водится дичи. Продукты лучше употреблять сырыми, а дневной рацион составлять на основе овощей и фруктов. Алкоголя и сладкого у хунза нет, что позитивно сказывается на здоровье членов племени. Добавьте к списку минимальное употребление соли и регулярное голодание — вот, пожалуй, готовый рецепт долгой и здоровой жизни.источник
25.02.2018
Теперь разгадка фейка.
Хундза (правильно — буриши) — это народ высокогорных районов Кашмира, находящихся под контролем Пакистана. Большинство проживает в долине р. Хунза. Говорят на изолированном языке бурушаски. Численность около 87 тыс. человек.
Ох уж эти хунзакуты! (разоблачение одного мифа)
(сохранена орфография автора)Люди всегда мечтали о крепком здоровье, и эта мечта отразилась в разных легендах, притчах и мифах. Как правило приписывают необычные и желаемые качества тем, кто живёт далеко, какому-нибудь дикому племени, неизвестному современному цивилизованному человеку. Обычно придумывают красивую сказку о таком месте, в которое трудно попасть. Вспомним старинную русскую поговорку «там хорошо, где нас нет», в ней отражается исконное стремление к лучшей доле, к краям, где реки молочные, а берега кисельные, как говорится в русской народной сказке. В таком творчестве всегда просматривается некая тоска по вечной и счастливой жизни без болезней и проблем (которая, как мы знаем, привела к созданию многочисленных верований в вечную жизнь после смерти в частности и религий вообще).
Сказки теперь немного другие, но смысл тот же. А вот люди, несмотря на доступ к информации, точно так же верят новым мифам, как раньше наши предки верили старым легендам, всевозможным россказням путешественников.
Современных мифов много и сегодня, вот недавно один из них мне прислали по электронной почте. В Интернете много текстов о таинственной стране Хунза, где люди вроде как совсем не знают болезней и живут невозможно долго, аж до 160 лет, а средний возраст у них 120 лет, причём долгожители они, получается, вроде исключительно из-за правильного питания. В русских вариантах тексты эти имеют одинаковое содержание. Вот пример.
Есть на Земле удивительное племя, члены которого не знают никаких болезней. Они живут в очень суровых условиях на севере Индии, в штате Джамму и Кашмир, на берегу реки Хунзы, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита, и называют себя хунзакутами.
Впервые о них рассказал европейцам английский военный врач Мак Каррисон, в начале прошлого века 14 лет лечивший больных в этом забытом Богом районе. Все племена, которые там живут, не блещут здоровьем — туберкулез, тиф, диабет, базедова болезнь, наследственный кретинизм, чума, холера, сифилис… Этот список можно продолжать долго.
Но за все годы работы Мак Каррисон не встретил ни одного больного хунзакута. Даже во время страшных эпидемий все они оставались здоровыми. В 1963 году хунзакутов посетила французская медицинская экспедиция, руководимая доктором Бельвефе. Она подтвердила все наблюдения Мак Каррисона.С разрешения вождя этого племени французы провели перепись населения, что оказалось не так уж трудно, так как их было всего около 20 000, а сведения о рождении бессрочно хранятся в мечети. Перепись показала, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет, вдвое больше, чем у нас! Еще два любопытных сообщения из разных источников.
В августе 1977 г. информационное агентство Франс Пресс сообщило из Парижа с Международного ракового конгресса следующее: «Согласно данным геоканцерологии (науки, изучающей заболеваемость раком в различных частях земного шара), полное отсутствие раковых заболеваний наблюдается только среди народности хунза, живущей в Северных Гималаях…
Для всех других районов земного шара сейчас характерно повышение уровня заболеваемости раком». В России рак вышел на третье место по смертности!
В апреле 1984 г. газета «Эйшауик», выходящая в Гонконге, рассказала о таком удивительном случае: «Когда Саид Абдул Мабуд прибыл в лондонский аэропорт Хитроу, он ошеломил работников иммиграционной службы, предъявив паспорт, где датой рождения значился 1823 год (за два года до восстания декабристов в России!). По документам выходило, что седобородому старцу минуло 160 лет.
Сопровождавший Мабуда мулла Амир Султан Малик заявил, что его подопечный считается святым в родной местности Хунза, славящейся своими долгожителями. У Мабуда отменное здоровье и здравый рассудок, он хорошо помнит события начиная с 1850 года».
Хунзакуты живут и более 160 лет, а 120 лет — лишь средняя продолжительность их жизни. В чем причина «чуда»? Итак, не один какой-то уникальный человек, а целый народ, насчитывающий около 20 000, обладает фантастическим здоровьем и долголетием. В чем же причина такого чуда?
Земля, вода, воздух, климат такие же, как у обильно болеющих соседей, но…
Все европейские наблюдатели отмечали, что единственное отличие хунзакутов от соседей — их рацион. Они едят не так, как остальные люди на Земле.
Позже подобные публикации о людях племени Хунза встречались ещё не раз, и почти везде отмечалось, что феномен их здоровья и физического, и духовного можно объяснить только особенностями их питания.
Это единственное, что отличает их от соседних народов, живущих в тех же природных условиях. Основа их рациона — пшеничные лепешки из цельной муки и фрукты, главным образом абрикосы. Всю зиму и весну они к этому ничего не добавляют, так как и добавлять нечего. Несколько горстей пшеничных зерен и урюка — вот и вся суточная еда. И на таком скудном рационе 100 километров в горах без отдыха!
В остальное время года добавляются другие фрукты, овощи и ягоды в сыром виде, без кулинарной обработки. Все дело в том, что самыми полезными продуктами для нас являются цельные зерна (пшеницы, ржи, овса, ячменя, кукурузы, гречки, риса, проса, гороха, чечевицы) и орехи.
Хунзакутские женщины растирают пшеничные зерна в каменных ступках в муку и без дрожжей заливают их водой, а из полученного теста готовят лепешки вроде наших оладьев и высушивают их на стенках своих домов.
Все ценное, что было в зернах, остается в их хлебе. В урюке, естественно, съедаются зерна, укрытые внутри косточек. Когда Мак-Каррисон рассказал об этом своим коллегам, английским врачам, ему никто не поверил.
Но, вернувшись из Гилгита в Дели, он стал личным врачом вице-короля Индии и получил высокое воинское звание.
Правительство Великобритании в местечке Конур организовало для него специальную научноисследовательскую медицинскую станцию.
— ЭКСПЕРИМЕНТ!
В ней-то он и осуществил знаменитые эксперименты, чтобы доказать свою правоту. Три группы крыс, по 1200 штук в каждой, в течение многих месяцев находились в отдельных клетках. Первую группу кормили обычной европейской пищей, вторую — пищей индусов, а третья жила на хунзакутском рационе.
За время эксперимента крысы первой группы переболели многими нашими болезнями. Они были крайне раздражительны, регулярно дрались и даже загрызали противников до смерти.
Крысы второй группы переболели болезнями индусов, а крысы, получавшие хунзакутский рацион, были абсолютно здоровы: они играли, отдыхали и приносили жизнерадостное потомство. Не надо было ехать в Хунзу, чтобы убедиться в правоте выводов доктора Мак Каррисона, главный из которых таков:существует идеальный пищевой рацион, который больных делает абсолютно здоровыми, а здоровых предельно долгоживущими, и его основа — зерна и орехи, способные создать новую жизнь».
Это из серии «Берите пример с них и будете здоровы».
Если порыться немного в справочниках, то можно понять, что это всё — очередной миф и подтасовка фактов.Это фактически газетная «утка», которой пользуются более полувека.
Во-первых, из первой половины текста приведенной выше небылицы про Хунзу, очевидно, материал взят из старых текстов, написанных до 1947 года, то есть до получения Индии и Пакистаном независимости.
Во-вторых, исследователи в основном фальшивые, которые исследователями и не были. Первое имя вообще переврали, жил там, в Хунзе, семь лет (а не 14) некий Роберт Маккаррисон (Robert McCarrison), а не Мак Каррисон, который был далеко не первым европейцем, писавшим про Хунзу и народ, её населяющий. Одним из первых был британский полковник Джон Бидделф (John Biddulph), живший в Гилгите с 1877 по 1881 годы. Этот военный исследователь написал книгу «Племена Гиндукуша» (Tribes of Hindoo Kush), в котором были описаны и хунзакуты, но про их здоровье он ничего такого не писал.
Роберт Маккаррисон проработал на должности хирурга в Гилгите с 1904 по 1911 год и, по его словам, не обнаружил у хунзакутов расстройств пищеварения, язвы желудка, аппендицита, колита и рака. Однако упор в исследованиях Маккаррисон делал на заболевания, лишь связанные с питанием. Множество других болезней осталось вне поля его зрения.
Маккаррисон жил и работал в административной столице Гилгитского агентства. Работа эта невыездная, так как своих больных в Гилгите предостаточно, плюс те, кто приходил из близлежащих деревень. На тот момент дороги до Хунзы не существовало, были лишь караванные тропы, путь был очень нелегким и занимал 2 – 3 дня. Климат суровый. Теперь подумаем: какой больной, тем более тяжело больной будет в состоянии пройти более сотни километров по страшной жаре летом или по весьма неприятному холоду зимой к европейскому, тем более британскому врачу? Их же там ненавидели! Ведь в 1891 году англичане провели успешную военную операцию по захвату княжества, присоединили его к Британской империи, и можно предположить, что любить англичан особых поводов у хунзакутов не было.
Что касается доктора Ральфа Бирхера, то надо отметить тот факт, что в Хунзе он никогда не был, все «изыскания» Бирхер проводил, не выходя из дома. А написал книгу под названием «Хунзакуты, народ, который не знает болезней» (Hunsa, das Volk, das keine Krankheit kannte) видимо из желания прославиться какой-нибудь сенсацией.
Другой такой «писатель» — Джером Родейл (Jerome Rodale), опубликовавший в США в конце 1940-х книгу «Здоровые хунзакуты» (The healthy Hunzas), работал на заказ диетологов и вегетарианской лиги, кстати, эта стала крайне популярной ввиду того, что как раз в этот момент у американцев начался бум здорового питания. Издание это способствовало укоренению мифа о Хунзе в США. Надо сказать, однако, что Родейл в предисловии своей книги честно написал, что никогда не был в Индии и все данные про Хунзу он взял из британских военных источников. То есть «утка» расправила крылья и полетела дальше!
Если добавить к этому мелочи вроде того, что, например, женщины-мусульманки с гинекологическими проблемами никогда и ни при каких условиях в то время (да и сейчас, полагаю) не пошли бы к врачу-мужчине, да еще и неверному, то очевидно, что статистика, которую собирал врач Маккаррисон, далека от реального положения вещей в княжестве Хунза. Что и подтвердили позднее другие исследователи, о трудах которых поборники вегетарианства и здорового образа жизни либо умалчивают сознательно, либо, что скорее всего, просто о них не знают.
Некоторые могут подумать, что, возможно, болезни миновали хунзакутов ввиду того, что они живут в труднодоступных краях и вообще почти не соприкасаются с чужеземцами. Это неверно. Труднодоступные эти края были поначалу для европейцев. Что касается последнего времени, с 1970-х годов ни о какой изоляции речи нет: Каракорумское шоссе – главный торговый путь между Пакистаном и Китаем пролегает как раз через Хунзу.
Среди всего объема доступной литературы про Хунзу имело смысл выбрать те документы, авторы которых долго прожили в Хунзе и занимались наблюдениями и изысканиями. Подавляющее же большинство путешественников попадало в Хунзу ненадолго и, как правило, только в сезон, то есть летом.
Вот, например, книга Джона Кларка «Хунза. Затерянное гималайское королевство» (John Clark «Hunza – Lost Kingdom of the Himalayas»). Кларк – американский ученый, отправившийся в княжество с целью поиска полезных ископаемых в 1950 году. Это была основная его цель, кроме того, он планировал организовать школу деревообработки, познакомить хунзакутов с достижениями сельского хозяйства США и устроить в княжестве лазарет или мини-госпиталь.
Очень интересна статистика лечения хунзакутов, которую Кларк, как и подобает настоящему ученому, скрупулезно вел.
И вот что он пишет: «За время своего пребывания в Хунзе я лечил 5 тысяч 684 пациента (население княжества – на тот момент менее 20 тысяч человек)». То есть более пятой, а то и четвертая часть хунзакутов нуждались в лечении. Какие же были болезни? «К счастью, у большинства были легко диагностируемые заболевания: малярия, дизентерия, глистные инвазии, трахома (хроническое инфекционное заболевание глаз, вызываемое хламидиями), трихофития (стригущий лишай), импетиго (кожная сыпь, причиной которой являются стрептококки либо стафилококки), цинга и серьезные проблемы с зубами и глазами, особенно у стариков.
О кожных заболеваниях у детей, вызванных недостатком витаминов, писал и полковник Дэвид Лоример (David Lockart Robertson Lorimer), представлявший британское правительство в Гилгитском агентстве в 1920 – 1924 годах и живший в Хунзе с 1933 по 1934 год: «после зимы дети хунзакутов выглядят истощенными и страдают различного вида кожными болезнями, которые проходят лишь, когда земля дает первые урожаи».
Проблемы с глазами, особенно у пожилых хунзакутов, были вызваны тем, что в домах топили «по-черному», а дым от очага хоть и выводился через отверстие в крыше, все равно ел глаза.
Так что ни Бирхер, ни Родейл исследователями не являются — они не только в Хунзе не были, но даже и в Индии. И рассматривать их «труды» в качестве первоисточников, скажем так, несколько наивно.
В-третьих, долголетие хунзакутов явно преувеличено. Исходя из статистики сроков жизни в Хунзе за1990-е годы, преодолевших 100-летний рубеж было всего 2 человека. На Каказе или в Армении их намного больше. А что было раньше статистики нет вообще! Нет никаких метрических книг в Хунзе и их никогда не было, потому что язык, на котором говорят хунзакуты — бурушаски — не имеет письменности. Весь комплекс сказаний и прочей информации всегда передавался из уст в уста. Так что, про метрики — просто ложь.
Да, местное население действительно вегетарианцы. Но вынужденно, ведь если бы у них была возможность есть мясо чаще, хунзакуты бы его ели. Вновь слово доктору Кларку: «забив одну овцу на праздник, большая семья может позволить себе питаться мясом целую неделю. Так как большинство путешественников оказываются в Хунзе только летом,