Что такое суд Линча: история линчевание в США
Линчевание в городе Мэрион. Индиана, США, 1930
«А у вас негров линчуют» — крылатая фраза, используемая у нас для обозначения применения риторического приёма, известного как tu quoque («сам такой») или ad hominem. В буквальном смысле эта фраза приводит в качестве аргумента многочисленные случаи линчевания афроамериканцев в США в доказательство того, что вспышки расизма на территории политического противника хуже, чем недостатки, вменяемые в вину социалистическому строю.
Многие знают, что слово линчевание или «суд Линча» (The Lynch justice) произошло от имени человека и под этим подразумевается расправа над преступниками без суда и следствия. Однако есть несколько уточнений.
Во-первых, фамилия — это не все версии происхождения данного слова. Во-вторых, не всегда верно, что «без суда и следствия». Во многих случаях линчевали после суда и следствия (хотя и не всегда справедливого). А, в-третьих, вы, наверное, не представляете, какой масштаб все это приняло в США в определенные годы.
Давайте узнаем об этом подробнее …
Фото 1.
22 сентября 1780 г. в США был зафиксирован первый случай линчевания — массовой расправы над преступником без суда и следствия. Капитан Уильям Линч подверг телесным наказаниям грабителей и конокрадов, после чего традиция самосуда стала настолько распространенной в США, что в XIX веке стала уже повсеместной и фактически легализованной. 70% людей, подвергнутых линчеванию, были чернокожими, при этом многие из них пострадали за мелкие правонарушения. Практика линчевания применялась на протяжении двух столетий: последний случай был зафиксирован в 1981 г.
Фото 2.
«Ноу-хау» линчевания часто приписывают и другим: например, участнику войны за независимость полковнику Чарльзу Линчу, организовавшему собственный суд. После судебного слушания он самостоятельно выносил приговор, как правило, смертный, и тут же приводил его в исполнение. Если Уильям Линч наказывал чернокожих рабов, то Чарльз Линч приговаривал к повешению дезертиров, мародеров и казнокрадов, независимо от цвета кожи. Есть и третья версия: слово «линчевание» произошло не от имени собственного, а от глагола to linch — «бить палицей», «бичевать».
Фото 3.
Кто бы ни был законодателем этой «моды», расправа происходила по одному и тому же сценарию: уличная толпа казнила преступника путем повешения, сожжения на костре, избиения палками и т. д. Чаще всего жертвами суда Линча становилось бесправное темнокожее население США. В период с 1882 по 1951 гг. официально установлено 4730 случаев линчевания, их которых 3657 касались негров. Только в 2005 г. американский конгресс принес извинения за свое бездействие в отношении практики самосуда.
Фото 4.
Линчевание трёх афроамериканцев в Дулуте, Миннесота, 1920
Одним из самых громких стал самосуд над Лео Франком, которого толпа повесила за изнасилование и убийство 13-летней девочки. Подозреваемый служил управляющим на карандашной фабрике, где на складе был обнаружен труп Мэри Фэган. Обвинение основывалось на показаниях всего одного свидетеля, который видел, как Лео Франк куда-то шел с этой девочкой. Суд приговорил обвиняемого к пожизненному заключению, но возмущенная толпа ворвалась в тюрьму, вытащила оттуда Франка и вздернула его на суку недалеко от того места, где была похоронена девочка. Многие присутствующие фотографировались на фоне повешенного. Только в 1982 г. стало известно, что в смерти Мэри Фэган был виновен другой человек. Он не понес наказания, так как ушел из жизни 20 лет назад.
Фото 6.
Лео Франк
Казнь Лео Франка
Как правило, расправы собирали тысячи зрителей, превращаясь в кровавые спектакли. Показательной стала расправа над 17-летним чернокожим преступником Джессом Вашингтоном. В 1916 г. его судили за убийство белой женщины. В суде он признал свою вину, и его приговорили к смертной казни через повешение. Но разъяренная толпа захотела привести приговор в исполнение тут же. Осужденного схватили, вытащили на улицу, раздели и избили палками, лопатами и кирпичами. А затем прямо напротив здания властей города развели костер и сожгли убийцу на глазах у 15 тысяч человек. Пальцы рук и ног отрезали и растащили на сувениры.
Фото 8.
Присутствующие с удовольствием фотографировались на фоне казненных жертв. Фото с убитым Джессом Вашингтоном стали открытками. Техасский парень послал эту открытку своей матери, написав на обороте: «Это барбекю, которое у нас было вчера ночью. Я слева у столба с крестом. Твой сын Джо». В 1900-е гг. открытки с повешенными вошли в моду.
Федеральное правительство запретило такого рода почтовую продукцию в 1908, но она нелегально печаталась и циркулировала до 1930-х.
Фото 9.
В 1919 г. в Небраске судили чернокожего Уилла Брауна, изнасиловавшего 19-летнюю белую девушку. Толпа штурмовала суд, вытащила оттуда преступника, тут же его повесила, затем в труп выпустили сотню пуль, протащили по улицам, отрубили конечности, облили бензином и сожгли.
Фото 10.
Таких вопиющих случаев массовых зверств становилось все больше. В результате возникли организации, выступающие против линчевания. Журналистка Ида Уэллс провела расследование, в ходе которого установила, что из 728 чернокожих 70% были казнены за незначительные правонарушения. В начале ХХ в. началась кампания против методов суда Линча, и постепенно эта практика пошла на спад, хотя единичные случаи линчевания в США фиксировались вплоть до конца ХХ в.
Фото 11.
Хотя суды Линча часто осуждались федеральным правительством (особенно Республиканской партией), никакого законного противодействия этим акциям фактически не предпринималось: власти южных штатов и округов, как правило, состояли из лиц, видевших в линчевании освящённую традицией самооборону от многочисленных бесчинств негров. Были случаи, когда оправданного законным судом и выходящего из зала суда негра толпа тут же волокла вешать, и судья этому не препятствовал. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.
Фото 12.
Борьбу с линчеванием под давлением общественного мнения (которое чётко выразила знаменитая песня Билли Холидей «Strange Fruit») начали президенты-демократы, Ф. Д. Рузвельт (который в 1936 не решился ещё принять жёстких законов против линчевания, боясь потерять поддержку южных избирателей) и особенно Г. Трумэн. После Второй мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана, и каждый раз подлежащей расследованию.
Фото 13.
В настоящее время суд Линча уже не существует. В американском обществе исчезла моральная поддержка этой практики. Уничтожение законов Джима Кроу и уравнение афроамериканцев в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против афроамериканцев правовой поддержки.
Суд Линча в Мемфисе
Следующий отрывок написан Идой Уэллс-Барнет, которая была главным редактором мемфисской газеты для чернокожих и которая была свидетелем казни негра 22 июля 1893 г.:
Мемфис — один из главных городов юга с населением около 75 тысяч человек и один из крупнейших и богатейших городов Соединенных Штатов. Однако именно на его улицах произошли события, не делающие чести даже Конго. Две женщины ехали в повозке в город, когда к ним подошел Ли Уолкер и попросил еды. Женщины подняли такой крик, что негр поспешил скрыться, однако они утверждали, что он пытался их изнасиловать.
Сразу же по всему городу разнеслась весть, что огромный негр напал на двух белых женщин. Толпа ринулась на поиски негодяя, по ходу дела застрелив другого негра, отказавшегося остановиться, когда ему это было приказано сделать. Несколько дней спустя полиция отловила Уолкера и поместила его в мемфисскую тюрьму.
В газете «Мемфис Комершнал» за 23 июля содержится полный отчет о последовавших затем событиях:
— Сегодня в полночь Ли'Уолкер, который в прошлый вторник напал на мисс Молли Мак Кэдэн, был выведен из тюрьмы графства и повешен на телеграфном столбе к северу от нее.
Весь предыдущий день по городу расползались слухи о том, что вечером будет предпринята попытка напасть на тюрьму, а поскольку никто не сомневался в том, что полиция окажет сопротивление, эта попытка грозила перерасти в открытый конфликт между толпой и властями города.
В 10 часов вечера капитан 0'Хэвер, сержант Хоран и несколько патрульных полицейских были у тюрьмы, однако не смогли ничего поделать с толпой, которая предприняла атаку на южные ворота. Шериф Мак Лендон и несколько его людей пытались остановить штурмующих, однако двум или трем человекам удалось прорваться вовнутрь тюрьмы, где их все же. удалось схватить. Полицейские не пользовались своими дубинками, хотя воспользуйся они ими, всю толпу можно было сразу разогнать силами 10 стражей порядка. Однако шериф настаивал на неприменении насилия.
Толпа использовала металлическую заборную решетку в качестве тарана для штурма центрального входа, шериф Мак Лендон попытался ее остановить, и один из напавших сбил его с ног, обрушив на его голову стул. Однако и теперь шериф настаивал на воздержании от применения силы и не отдал приказа своим подчиненным рассеять толпу с помощью дубинок. Такое поведение шерифа распалило толпу, решившую, что полиция их боится, и та удвоила свои усилия. В 12 часов ночи дверь была выбита.
Двое вошли в камеру Уолкера и приказали ему следовать за ними. Тот отчаянно сопротивлялся, исцарапав и поискусав своих мучителей. По пути толпа била его кулаками и колола ножами. Когда его вели по ступенькам лестницы, он вцепился в перила, но его пырнули ножом, и ко времени, когда его приволокли к выходу из тюрьмы, его силы иссякли, он прекратил сопротивляться и смирился с судьбой. Его волокли сквозь толпу орущих, сквернословящих мужчин, каждый из которых не упускал возможности плюнуть в него или ткнуть его кулаком.
John Richards 1916
Толпа направилась затем на Франт-стрит, остановившись только у бакалейной лавки на Сикамор-стрит, где раздобыла веревку.
«Тащите его к железному мосту на Мэйн-стрит», — кричали некоторые из толпы. Однако те, кто держал Уолкера, спешили поскорее закончить дело и когда наткнулись на телеграфный столб на Франт-стрит у аллеи, ведущей к Сикамор-стрит, они накинули на голову несчастного петлю, в то время как другие навалили под столбом кучу хлама. Веревку перекинули через торчавший в столбе штырь и подняли Уолкера, пока его ноги не оказались на высоте трех футов над кучей хлама. Какой-то парень вцепился ему в ноги и дернул так, что затрещали шейные позвонки. С несчастного сорвали одежду и стали колоть и резать уже мертвое тело ножами, пока не показались ребра. Кто-то выстрелил в голову повешенного из пистолета, но десяток голосов потребовал прекратить стрельбу.
Тело висело на столбе около получаса, после чего веревку перерезали. Негр упал вниз, и толпа начала пинать распростертое тело ногами.
Кто-то крикнул:
— Сжечь его!
Крик подхватили сотни глоток. Детектив Ричардсон упрашивал и умолял толпу не сжигать тело и не позорить город, поскольку насильник уже получил свое.
А тем временем в центре улицы разжигали костер, благо, дрова оказались под рукой; из ближайшей овощной лавки принесли керосин.
Полудюжина мужчин взяла голое окровавленное тело и, раскачав, кинула в костер. На труп накидали дров, так, что остались видны только голова, ноги и одна рука. Через несколько минут рука начала раздуваться, на ней появились ожоговые пузыри, и вскоре мясо сгорело и показались кости. Это было страшное зрелище, пожалуй, никто из участников линчевания не видел ничего подобного раньше. Это было уже слишком, и большая часть толпы поспешила покинуть место экзекуции.
Однако многие остались, не испугавшись вида горевшего трупа. Две или три белые женщины протиснулись сквозь окружившую костер толпу и спокойно, без тени ужаса или отвращения, принялись наблюдать, как костер пожирал останки несчастного Уолкера. Какие-то мужчина и женщина привели с собой одиннадцатилетнюю девочку, очевидно, их дочь, чтобы та могла видеть горевшее тело. Им, по-видимому, не приходило в голову, что это зрелище могло пагубно сказаться на психике ребенка и лишить его сна на многие ночи. Толпа сопровождала сожжение разными комментариями. Некоторые предлагали и впредь расправляться с насильниками-неграми тем же способом, другие сетовали на то, что их жены и дочери могут стать жертвами нападения негров. Третьи же говорили, что от сожжения тела можно было бы воздержаться, и ни слова сочувствия по отношению самой жертве.
Веревка, с помощью которой повесили Уолкера, стала сувениром, и охотники за таковыми порезали ее на части и рассовали по карманам. Другие любители сувениров дождались, пока не прогорел костер, и начали палками вытаскивать из него ужасные сувениры: зубы, кости, ногти, куски кожи, оставшиеся от жертвы.
После того, как костер потух окончательно, к обугленному телу привязали кусок проволоки, поволокли его по Мэйн-стрит к зданию суда и повесили перед ним на таком же телеграфном столбе. Толпа производила такой шум, что потребовалось вмешательство полиции. Позвонили владельцу похоронного бюро Уолшу, который отвез тело в свою контору.
Следует отметить, что к суду Линча прибегали не только расисты. Эта методика внесудебной расправы широко применялась членами самозваных «Комитетов бдительности», существовавших во времена Фронтиера (XIX и самое начало XX вв.) в покоряемых западных штатах, Техасе, Клондайке и Аляске. Поскольку в этих местах немногочисленные шерифы не могли адекватно противостоять разгулу бандитов, конокрадов, охотниками за золотом и т.п. нечисти, озверевшие от беспредела преступников жители начали организовывать самочинные отряды, преследовать преступников и их сообщников и после короткого разбирательства вешать.
«Бдительные» также зачастую, как и члены Ку-Клукс-Клана скрывали лица под масками, опасаясь мести преступников, однако вершили суд и расправу в людных местах, в окружении толпы сочувствующих. К их чести надо сказать, что в отличие от клановцев «Бдительные» почти никогда не пытали и не издевались над своими жертвами, хотя случалось всякое. Надо сказать, что власти часто пытались помешать этим самодеятельным вершителям правосудия, которые нередко хватали и вздергивали невиновных, но очень долго все эти попытки оказывались безрезультатными. С самодеятельными судьями удалось покончить только после освоения этих штатов и установления современной гражданской администрации.