Что нужно знать о договоре коммерческой концессии
По договору коммерческой концессии правообладатель обязуется предоставить пользователю право использовать в своей предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав. Это право на товарный знак, знак обслуживания, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение и секрет производства (ноу-хау).
В документе юрист обязательно прописывает:
- способы использования комплекса исключительных прав,
- предмет договора,
- требования к качеству товаров, работ и услуг,
- размер и способы выплаты вознаграждения.
Заключать концессионное соглашение без товарного знака нельзя. Это требование изложено в статье 1027 Гражданского кодекса РФ.
По лицензионному договору коммерческой концессии коммерческое право лицензиар предоставляет лицензиату (за деньги или безвозмездно) право использовать один или несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации. При этом наличие товарного знака — не обязательное условие заключения договора. В этом заключается принципиальное отличие от договора коммерческой концессии.
Какой из двух вариантов выбрать? Если бизнес давно работает, он систематизирован, все процессы прописаны, то лучше заключать договор коммерческой концессии.
Если у франчайзера нет товарного знака, бизнес не до конца регламентирован и стандартизирован, то разумно заключить лицензионный договор.
Неправильно считать, что если франчайзер предлагает заключить лицензионный договор, то в его бизнесе что-то недоработано. Есть прекрасные франшизы, в которых собственник умышленно не хочет передавать право на товарный знак. Он готов предоставить всю «начинку», но предлагает франчайзеру развивать ее под другой вывеской.
Составление договора
Не существует шаблонных договоров концессии, так как специфика бизнеса у всех разная. Нет строгих требований к структуре и содержанию. Чем подробнее юрист прописывает в документе все нюансы, тем легче в будущем избежать спорных ситуаций, которые могут привести к расторжению договора.
Тут может быть полезным опыт предпринимателей, которые уже открыли франшизу. Попросите рассказать о своем опыте, с какими проблемами столкнулись, какие спорные ситуации возникали. Это не обязательно должен быть какой-то аналогичный бизнес. Кто-то торгует металлом, а кто-то производит конфеты ручной работы. Бизнес-процессы везде схожи.
Доверить подготовку договора коммерческой концессии лучше юристу, у которого есть опыт составления аналогичных документов.
Чтобы убедиться в квалификации специалиста, позвоните его предыдущим заказчикам и получите от них отзыв. Хорошо, если у юриста богатая судебная практика: запросите номера дел, которые он вел по расторжению концессиональных договоров, по урегулированию отношений сторон.
Здорово, если юрист работает с объектами интеллектуальной собственности и является патентным поверенным, аккредитованным в Роспатенте. Такой специалист не просто подготовит договор, а еще оценит его с практической точки зрения. Он знает, как работать с объектами интеллектуальной деятельности, и подскажет, какие из них стоит передать по договору коммерческой концессии.
На разработку и согласование договора коммерческой концессии уходит от 30 до 90 дней. Юристу необходимо погрузиться в специфику работы компании, чтобы учесть все нюансы и смоделировать возможные спорные ситуации. Потом франчайзер и франчайзи тщательно изучают проект договора и в конструктивном диалоге его дорабатывают.
В процессе работы над концессиональным соглашением одна из сторон может решить, что ей не стоит вступать в это партнерство. Кто-то и вовсе понимает, что не готов делиться, поэтому отказывается от создания собственной франшизы.