Что можно и что нельзя менять в своей машине, и как всё оформить | Путешествуем по всему миру!

Авито - Посуточная аренда жилья

Что можно и что нельзя менять в своей машине, и как всё оформить

Международное и российское законо­дательство признаёт автомобиль источником повышенной опасности. Поэтому к нему и ко всем его компонентам предъявляют особые требо­вания, среди которых – соответ­ствие определённым стандартам безопасности.

В России действуют стандарты, общие для стран-участниц Таможенного союза — эти правила были приняты в 2011 году и время от времени допол­няются. Они отражены в техническом регламенте «О безопасности колёсных транспортных средств».

Каждый серийный автомобиль, поступающий в продажу, должен пройти процедуру серти­фикации, которая подтвердит, что он соответ­ствует стандартам и что его конструкция безопасна для использо­вания. Поскольку в случае с серийным автомо­билем речь идёт о принципах унифициро­ванного производства, то по резуль­татам серти­фикации нескольких экзем­пляров одной модели выдают разрешение — так называемый «Сертификат соответ­ствия типу ТС», которое будет распро­страняться на все машины этой модели и её модификации.

Теперь представим, что тюнер-энтузиаст или поклонник оффроуда берёт вполне конкретный серийный автомобиль и переоборудование авто и дорабаты­вает его на своё усмотрение, используя детали, которые ему больше нравятся. В этом случае формально уже нельзя говорить о том, что конструкция автомобиля осталась прежней, а значит, невозможно и поручиться, что доработанный автомобиль безопасен. Подтвердить его безопасность способно только всестороннее исследо­вание обновлённой конструкции, которое должны провести технические специалисты.

Постановление правительства РФ №413 описывает процедуру проверки такой изменённой конструкции. А поскольку машина доработана не на сертифи­цированном серийном произ­водстве, то каждый такой проект должен проходить проверку в индивиду­альном порядке.

Когда переделки не требуют регистрации

Пункт 77 технического регламента Таможенного союза «О безопас­ности колёсных транспортных средств» говорит о том, что проверку на безопас­ность не нужно проходить, если на машину установлены предназ­наченные для неё детали. То есть такие, которые проверялись на «совмести­мость», и на которые у их изготови­теля есть соответ­ствующие документы.

Не попадают в категорию доработок и плановые замены деталей — например, по мере износа. Если во время ремонта вы меняете рулевые тяги на точно такие же или на детали с теми же характеристиками, то никакая их реги­страция не нужна. Можно доустанав­ливать на машину детали и оборудо­вание, которые предусмотрены заводом, — это должно быть указано в эксплуатаци­онной документации к машине, а также в бумагах к самому оборудованию.

Например, на серийной машине преду­смотрены противо­туманные фары, но в вашей комплектации их нет. Можно дооборудовать ими свой авто­мобиль самому, однако поставить их надо в предназ­наченные автопроизво­дителем посадочные места и крепления. И не любые фары, а только те, которые выпускаются для данной модели машины. А вот если вы решили поставить на свой французский седан тяги от японского внедорожника, то это уже считается вмешатель­ством в конструкцию.

Проблема в том, что формулировка пункта 77 не совсем точная. Он допускает установку компонентов, предназ­наченных «для этого транс­портного средства», что можно трактовать и как модель автомобиля, и как конкретный экзем­пляр. Во втором случае в ГИБДД могут посчитать установку тех же противо­туманок уникальной доработкой и требовать от владельца получения на неё разрешения.

Как из этой правовой коллизии выйдет ГИБДД, покажет практика. Но автовладельцу нужно быть готовым к тому, что мало-мальские изменения будут трактоваться как конструктивное вмешательство – в соответ­ствии с «буквой закона».

На какие доработки не дадут разрешение

Сразу нужно отказаться от идеи переделывать машину, на реги­страцию которой наложены ограни­чения, или находящуюся в розыске. Лучше дождаться снятия этих ограни­чений или выбрать другой вариант.

Правила запрещают выдавать разрешение на переделки, если те могут повредить или уничтожить VIN автомобиля. Также вне закона изменения, после которых суще­ственно вырастет максимальная масса машины или её колесная база. Тут показатели не могут быть выше, чем в уже действующих серти­фикатах типа ТС.

Нельзя заменять кузов или его части на те, что не преду­смотрены маркой транспортного средства. И это может стать некоторой проблемой для любителей тюнинга. Полёт их творческой фантазии ограничили рекомен­дациями произво­дителя или сертифи­циро­ванными деталями. Кроме того, на машину не удастся поставить грузо­подъёмное оборудо­вание, если оно не было признано совместимым с машиной.

Замену каких элементов необходимо обязательно оформлять

Тут для автомобилистов приятного мало: список нештатного оборудо­вания, на которое придётся просить разрешение, получился длинным и охватывает значитель­ную часть систем автомобиля. Кстати, оформлять изменения придётся и в том случае, если захочется что-то убрать из автомобиля. По логике закона, авто­мобиль в этом случае тоже перестаёт соответ­ствовать конструкции, заявленной изготовителем.

Двигатель. Потребуется разрешение и проверка любых силовых агрегатов, если они отличаются о того, что стоял «с завода». Чип-тюнинг тоже считается измене­нием конструкции. О нюансах процедуры оформления замены мотора мы писали в отдельной статье. Также почитайте подробно, как оформить установку ГБО – оно тоже подпадает под новые правила.

Кузов. Готовьтесь к легализации нестандартных бамперов, порогов, подкрылков, а также любого дополни­тель­ного обвеса, включая плавники, лайтбоксы и экраны на крыше такси.

Свет. Под правила подпадают все нестандартные фары или допол­нительный свет — даже если речь о подсветке номера. Необходимо также отдельно регистрировать не преду­смотренный конструкцией ксеноновый свет, галогеновые лампы не стандарти­зированного в техрегламенте формата.

Колёса. Нештатные колёса и шины не нужно легализовывать, если их типо­размер есть в списке преду­смотренных для вашей модели автомобиля. А вот просить разрешение на нестан­дартные болты придётся — на них распро­страняются требования техрегламента.

Другие системы. Придётся получать разрешение на несерийные элементы подвески, рулевого управления (включая и сам руль), компоненты системы выпуска, тормозной системы, колёсные проставки, неоригиналь­ные кресла водителя и переднего пассажира, ремни безопасности.

Навесное оборудование. Лебёдки, силовые бамперы и прочие элементы внедорожного оснащения требуют разрешений на установку. Отдельный разговор – о прицепных устройствах (фаркопах) и багажниках на крышу.

Можно ли поставить фаркоп и дополнительный багажник

Вопрос о «шарах» для прицепов и багажниках вызвал бурное возмущение автомобилистов ещё летом 2020 года, так что ГИБДД было вынуждено выпустить на этот счёт специальное пояснение.

Всё зависит о того, что именно и каким образом владелец хочет установить. Если речь идёт о кустарной продукции, которая к тому же намертво привари­вается к силовой структуре кузова, то это характерный пример вмешатель­ства в конструкцию. И тут процедуры получения разрешения и дальнейшей легали­зации оборудования не избежать.

Но если фаркоп официально предусмотрен в конструкции машины и его можно заказать в качестве опции – то проблем быть не должно. Однако необходимо выбирать такой узел, который разрешён к установке произво­дителем и имеет подтвер­ждающий это сертификат соответствия.

Та же ситуация и с вещевыми боксами, которые крепятся на крышу, и с нештатными рейлингами. Если у машины есть посадочные места для их установки, разрешение на установку не требуется. Но в отношении таких деталей действует то же правило, что и с прицепными устройствами: можно устанав­ливать только те модели, которые сертифицированы для использо­вания на вашей машине. А сертификат обычно идёт к каждому багажнику.

8 шагов по легализации изменений в конструкции

Шаг 1. Предварительная экспертиза. Неважно, сделали вы уже что-то с машиной или только готовитесь доработать, – сначала необходимо обратиться к экспертам за предвари­тельной оценкой. Они скажут, насколько после переделки машина в принципе будет безопасной.

Главный по таким техническим услугам – Центр технической экспертизы ФГУП «НАМИ». Но лицензиро­ванные испыта­тельные лаборатории, которые могут дать заключение, есть и в других регионах. Список организаций, имеющих аккреди­тацию, есть на сайте Федеральной службы по аккредитации и на сайте Евразийского экономического союза.

Чтобы проект взяли на оценку, помимо документов на машину и своего паспорта владельцу потребуется заполненное заявление. К нему надо приложить общее техническое описание проекта, лучше всего – сразу с чертежами, расчётами и прочей технической документацией. На все заменяемые агрегаты нужны сертификаты соответствия.

Лаборатория рассмотрит этот набор документов и может выдать один из трёх — обязательно обоснованных! — вариантов заключения. Отказ возможен, если конструкцию посчитают небезопасной. Проект также могут вернуть владельцу и попросить доработать — при этом он должен получить рекомендации экспертов, как правильно это сделать. И самый желанный исход — все изменения предварительно одобрят.

Если водитель предоставил экспертам только проект, то ему могут выдать отдельные рекомендации о том, сотрудники какой квали­фикации должны выполнять работы, а какие работы можно произвести самостоятельно.

Это предварительное заключение попадёт в единый электронный реестр, где его привяжут к VIN автомобиля.

Шаг 2. Разрешение от ГИБДД. Чтобы получить разрешение ГИБДД, нужно подать заявление — быстрее всего через Госуслуги. К нему нужно приложить свой паспорт, СТС и ПТС и предваритель­ное заключение экспертов. ГИБДД выдаст решение в течение трёх дней, а отказ обязано обосновать. С разре­шением можно ехать в сервис.

Шаг 3. Сертификаты на работы. Помните рекомендации экспертов? В вашем проекте могут быть работы, для которых нужен сертифи­цированный специалист. Поэтому лучше обратиться к сертифи­цированному мастеру или искать сертифи­цированную СТО, где смогут подтвердить, что её мастера аттестованы должным образом.

После всех переделок от сервиса (или мастера) нужно получить акт выпол­ненных работ и заявление-декларацию. В последнем документе укажут все изменения, который внесли в конструкцию машины. Они не могут отличаться от тех, что фигурируют в предваритель­ном заключении. На самостоятель­ные, которые владельцу позволили сделать эксперты, составляется аналогичная декларация — её заполняет сам владелец. Форма декларации есть в приложении к стандарту оценки изменений.