Биллинг жилищно-коммунальных услуг: проблемы и решения
Биллинг в жилищно-коммунальной сфере является фундаментом, одним из китов, на которых держится жилищно-коммунальное хозяйство. Биллинговая система ЖКХ в широкой трактовке, должна не только начислять платежи ЖКУ, но и обеспечивать сбор платежей за ЖКХ любыми удобными жителям способами, включая онлайн-платежи, правильное и прозрачное их распределение между получателями.
А также, что очень важно – должна обмениваться данными с самыми различными программами и информационными системами. Системы ГЖИ, порталы органов социальной защиты, различные программы управляющих компаний, информационные системы ресурсоснабжающих организаций, городские порталы биллинг жкх – очень многие должны получать из хорошей биллинговой системы свою долю информации.
Один из подходов к построению расчетно-кассового центра ЖКХ рассматривается в предлагаемой статье.
Проблема сохранения и развития сектора жилищно-коммунальных услуг является одной из важнейших стратегических задач современной России. Проводимые в последние годы опросы по всему миру свидетельствуют, что сегодня людей все в большей мере волнует качество жизни, к показателям которого наряду с обеспечением безопасности, возможностями самореализации, уровнем дохода относится качество жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
К сожалению, сегодня можно уверенно констатировать, что российское жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) переживает системный кризис: изношенность основных фондов достигла критических значений, уровень тарифов позволяет реализовать лишь минимально необходимые мероприятия по подержанию системы в работоспособном состоянии, не затрагивая вопросов развития, объем хищений в сфере ЖКХ постоянно возрастает, в этой связи устойчиво снижается уровень оплаты услуг со стороны населения. Главным следствием этого является ухудшение работы ресурсоснабжающих организаций, их разорение и, как результат – разрушение инфраструктуры ЖКХ.
Причин этому достаточно. Одной из главных, по нашему мнению, является неэффективность биллинговых систем (процессов учета, тарификации и предоставления счетов за оказанные услуги). Анализ основных проблем по субъектам ЖКХ показывает, что налицо – вариант «проблемы безбилетника», когда в проигрыше оказываются все добросовестные участники процесса – управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, жители.
В такой ситуации объективно правильной стратегией для каждого участника может быть только максимизация собственного выигрыша в ущерб другим участникам, что и происходит в реальной жизни.
Жители не торопятся своевременно и в полном объеме платить управляющим компаниям. При этом анализ, проведенный специалистами компании «Уралводоканал» в г.Добрянка Пермского (УВК), показывает, что основными неплательщиками, наряду с асоциальными элементами, выступают жители с высокими доходами и соответствующим образовательным уровнем, в особенности, имеющие юридическую подготовку.
Управляющие компании (УК) не стремятся вести добросовестные расчеты с РСО. Так, восьмилетняя практика работы УВК уверенно позволяет делать следующие выводы:
- УК не практикуют и не рассматривают варианты оплаты своих услуг в объемах, соответствующих собираемости; даже при собираемости менее 50% УК оставляют за собой 100% намеченного собственного дохода;
- УК стремятся сформировать максимально возможный разрыв между оплатой и сроком принудительного взыскания обязательств через суд (по оплате за услуги водоснабжения и водоотведения – 4 мес.);
- единственно реальной возможностью взыскать долги с УК являются судебные разбирательства:
- УК активно перераспределяют поступившие средства РСО по принципу «туши огонь там, где он наиболее сильный»:
- итогом деятельности УК, построенной на указанных выше принципах, в перспективе неизбежно является банкротство.