БЕСПРОСЫПНЫЕ ЛЕНТОЧНЫЕ КОНВЕЙЕРЫ
Многолетний опыт эксплуатации конвейеров подтверждает главные достоинства конвейерного транспорта – высокий уровень производительности труда, достигаемый путём автоматизации работы оборудования, возможность транспортирования груза на большие расстояния и низкие производственные затраты. Они являются одним из основных средств непрерывного участкового и магистрального транспорта на угольных шахтах, разрезах и рудниках. Применение ленточных конвейеров постоянно возрастает в связи с ростом грузопотоков и расстояний транспортирования, что обусловило необходимость создания высокопроизводительных ленточных конвейеров большой длины и мощности в одном ставе. Достаточно высокие капитальные затраты на приобретение конвейеров компенсируются низкими эксплутационными расходами. Себестоимость единицы перевозимого груза ленточными конвейерами ниже, чем у других транспортных средств, применяемых для перевозок груза на то же расстояние.
Практика использования традиционных ленточных конвейеров различного назначения, исполнения и типоразмеров показывает, что все без исключения указанные конвейеры обладают неискоренимым принципиальным недостатком – смещением ленты, т.к. она удерживается только силами трения. Периодические подъёмы и опускания участков ленты и лежащего на ней груза приводят к появлению динамических нагрузок, ещё большему снижению срока службы ленты и роликов, а также существенному возрастанию энергоёмкости процесса транспортирования. Эти процессы приводят к преждевременному выходу ленты из строя, просыпаниям груза, дроблению, пылению и потере его качества при транспортировке.
Ленточные конвейеры настолько усовершенствовались, что фактически подошли к своеобразному «порогу модернизации», за которым не просматриваются реальные пути улучшения потребительских свойств в рамках классической схемы роликового конвейера. Подтверждением этого является тот факт, что в последние годы ФИПС «Роспатент» выдаются единичные патенты в области конвейеростроения, которые не являются принципиальными для дальнейшего развития этого перспективного и необходимого вида транспорта.
Зарубежные фирмы пошли по пути создания беспросыпных конвейеров с применением специальной дорогостоящей ленты – это трубчатые конвейеры и конвейеры со специальной подвесной лентой производства фирм Fhoenix и Koch (Германия), Metco (Финляндия), Sicon (Швеция).
Трубчатые конвейеры начинают широко применяться за рубежом и единично в России. В машинах этого типа конвейерная лента сворачивается в трубу, что позволяет улучшить санитарные условия труда, обеспечить полную сохранность груза, исключить вредное воздействие химических агрессивных грузов на металлоконструкцию конвейера, удлиняя срок его эксплуатации. Появляется возможность транспортировать материалы под уг лом 20-25°.
Самый большой диаметр работающего трубчатого конвейера – 850 мм, что соответствует ширине ленты 1350 мм, при этом фактическая загрузка составляет 40-50% от возможной теоретической. Так как перевозимый груз многократно уплотняется на роликах, возможна потеря его качества за счет дробления.
Конвейеры с подвесной лентой (КПЛ), созданные за последние 30 лет различными зарубежными фирмами, в полной мере обладают всеми достоинствами трубчатых конвейеров. Трасса подвесных конвейеров легко изгибается в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Однако конструкция их достаточно сложная, включает большую номенклатуру ЗИПа, а в эксплуатации не были решены вопросы ремонтопригодности. В результате, несмотря на свои хорошие потенциальные возможности, они не получили большого распространения.
Основным недостатком существующих до сегодняшнего дня конструкций трубчатых и подвесных конвейеров является то, что они работают на запатентованной специальной и очень дорогостоящей ленте, которая в РФ не производится, а затраты при её замене сопоставимы с ценой самого конвейера, с чем уже столкнулись российские заказчики. Комплектующие в России тоже не производятся, а стоимость их при последующих закупках резко увеличивается. Фактически это продуманная стратегическая политика зарубежных производителей по созданию зависимости российских потребителей от поставок из вне.
В России для транспортирования насыпных грузов беспросыпные конвейеры нового поколения изготавливает компания «Конвейер-груп». Разработанные и производимые ими машины выгодно отличаются повышенными эксплуатационными свойствами, ремонтопригодностью в сложных производственных условиях и успешно работают там, где применение
классических роликовых конвейеров затруднено. Особо стоит отметить, что все эти машины работают на гладкой отечественной ленте, а расходный ЗИП состоит из ролика массой 0.9-2 кг.
Кампанией выпускаются несколько модельных рядов простых и надёжно работающих конвейеров: трубчатые, «полутруба» (с вертикальными бортами), крутонаклонные на гладкой ленте (до 35-40°), реверсивные, питатели, типа «Серпантин», передвижные штабелеры и погрузчики, горизонтально-наклонные.
Многолетний опыт эксплуатации в жестких условиях, конструктивные особенности и оригинальные технические решения определили ряд важных преимуществ конвейера ленточного трубчатого по сравнению с классическими конвейерами:
– уменьшенную на 30-50% потребность в конвейерной ленте и возможность использовать дешевую ленту отечественного производства с увеличением в 1.5-2 раза срока ее службы;
– возможность транспортирования как крупнокусковых, так и пылящих мелкодисперсных материалов с сохранением их качества, исключением пыления и просыпания транспортируемых грузов;
– возможность повышения угла наклона конвейера до 35-45° при использовании гладкой отечественной ленты и до 60-70° – на шевронной ленте;
– уменьшение энергоемкости транспортирования грузов в 1.5-2 раза;
– возможность реконструкции классических ленточных конвейеров с увеличением производительности до 30%. Эти достоинства помогли фирме выиграть международный тендер по созданию судового погрузчика для Санкт-Петербургского морского порта. Это первый отечественный высокопроизводительный штабелер на гладкой ленте. Применение гидропривода позволило существенно уменьшить массу стрелы, расчетная производительность до 700 т/час, угол подъема до 26°.Источник: https://mining-media.ru/ru/article/transport/1254