Авиагоризонт – это один из бортовых приборов летательных аппаратов, который используется для индикации и определения наклонов, крена, тангажа самолета. Он позволяет выявить реальный угол наклона самолета относительно вертикальной плоскости.
С помощью авиагоризонта пилотами проводится выравнивание и стабилизация машины в воздухе.
Авиагоризонт позволяет выполнять полеты с минимальной видимостью, при этом вести самолет в горизонтальной плоскости. Не все самолеты оборудованы авиагоризонтом, небольшие низкоскоростные модели рассчитаны на визуальное управление.
Классификация авиагоризонтов
Автономный авиагоризонт – это измерительный прибор, который изготовлен единой системой. К такой системе подводится только пневматическое или электрическое питание. Современные приборы данного типа имеют автономную батарею питания. Все же автономный авиагоризонт имеет связь с системой индикации и гигроскопическим датчиком, при отключении питания такие приборы могут эффективно работать в автономном режиме в течение нескольких минут.
Дистанционный авиагоризонт – это электромеханический прибор, который состоит из отдельных систем и агрегатов индикации полета. Измерительным прибором в таких авиагоризонтах выступает гировертикаль, а индикатором является указатель горизонта. Очень часто указатель горизонта выступает как сложная система индикации, которая может выполнять несколько навигационных функций. Установленные дистанционные авиагоризонты более точны, поскольку гировертикаль можно расположить непосредственно возле центра тяжести летательного аппарата, соответственно, и показания будут более точными.
Индикация авиагоризонтов
За принципом индикации, изменения углов наклона летательного судна различают два типа, а именно вид на самолет с земли «ВсЗ» и вид с самолета на землю «ВсВС».
Прямая система индикации, или ВсВС, более распространенная система, в основе которой ориентация самолета задается фоновым изображением, оно поворачивается по крену и тангажу машины. Данное фоновое изображение являет собой линию на границе голубого и коричневого цвета, раньше использовался черный и серый цвет. Сама линия выступает в качестве искусственного горизонта. Перед самим изображением прибора неподвижно крепится силуэт самолета. На лицевой панели авиагоризонта нанесена шкала, по которой и идет отсчет угла наклона аппарата. Угол наклона по тангажу определяется за счет пересечения силуэта самолета со шкалой движущегося фона. Каждая отметка шкалы отвечает за 10 или 5 градусов тангажа. Такая схема индикации применяется на вертолетах или маломаневренных самолетах.
Обратная индикация авиагоризонта или ВсЗ отображает угол крена и тангажа таким образом, будто самолет наблюдается с земли. Шкала и подвижный экран прибора имеют возможность перемещаться вниз или вверх. Крен аппарата определяется шкалой, которая нанесена по окружности самого корпуса авиагоризонта относительно силуэта самолета.
Существуют кинетические ограничения, в силу этого различают «невыбиваемый» и «выбиваемый» авиагоризонты. Процесс «выбивания» авиагоризонта происходит за счет совпадения осей поворота ротора, гироскопа с рамой подвеса. В этом случае гироскоп теряет степень свободы и ориентацию в пространстве. Поэтому в конструкцию вносится ограничение угла поворота рамки по тангажу. Современным прибором для невыбиваемости являются гиростабилизированная платформа, а также инерциальная система. Все же системы авиагоризонтов имеют ограничения угловой скорости.
Подробнее на: http://avia.pro/blog/aviagorizont