Иконы древней Руси
Каждую сущность, каждое понятие, каждый предмет духовного и материального мира человек может выразить словом . Но помимо словесного – вербального – отражения мира, существует и зрительное – визуальное, которое выражается линиями и красками (на плоскости), или объемными предметными формами (в пространстве) . Поэтому прежде чем дать определение иконы, следует обратиться к психологии зрительного восприятия.
Существуют две стороны такого восприятия: в первом случае мы видим сам объект , а во втором – его изображение (опосредованное восприятие). Следовательно, изображение при его опосредованном восприятии является символом или образом реально существующего предмета.
В иконографии понятие образ относится к конкретному иконописному изображению ; понятие же первообраз соотносится с тем, кто изображается.
Взаимосвязь этих двух основополагающих понятий можно представить следующими примерами: человек и его живописное изображение – портрет; звук речи и его графическое изображение – буква.
Итак, икона – это изображение Господа, Божией Матери, святых и т.д.. Данное определение охватывает только портретно-иллюстративную сторону содержания такого сложного явления, ка православная иконопись.
Икона – изображение священное, поскольку имеет не только визуально-познавательную функцию , но и молитвенную. В богослужеьном круге литургически почитаются более двухсот чудотворных икон. Почитая святые иконы, мы всю меру своего молитвенного усердия переносим не на предмет, а на Того, кто стоит за этим предметом, т.е. через Образ к Первообразу.
Бережное отношение, не только к сятыне, но и к другим, памятным для человека предметам – показатель его духовного уровня.
Смотрите также иконы Кижского погоста >>>