Процедура банкротства юридических лиц: от подачи заявления до сравнения вариантов
Процедура банкротства юридического лица напрямую затрагивает как его интересы, так и интересы лиц, имеющих к нему претензии. Законодательство «мотивирует» руководителей к активной самозащите, иначе они априори могут быть признаны виновными в банкротстве компании. Как правильно «провести» банкротство и избежать указанных рисков — рассмотрим в нашем обзоре.
Основания для банкротства юридического лица
Процедура банкротства регулируется гражданским и арбитражным законодательством. Понятие этого института закреплено в статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в редакции от 18 июня 2017 года. Исходя из определения, банкротство можно рассматривать как:
состояние юридического или физического лица;
систему взаимосогласованных процедур;
цель или конечный результат осуществляемых мероприятий.
Юридическое лицо признается банкротом исключительно по решению арбитражного суда. Фактическим основанием этого решения является подтвержденное в установленном порядке длительное отсутствие возможности погасить задолженность перед кредиторами по взятым на себя обязательствам.
Закон определяет временной и финансовый признаки банкротства юридического лица. Для признания несостоятельности компании она должна не исполнять обязательства свыше трех месяцев. При этом минимальный совокупный размер долга должен составлять 300 тысяч рублей.
Всех участников процедуры банкротство юридических лиц можно разделить на группы в зависимости от наличия заинтересованности в ее результатах:
лица, имеющие личный интерес;
лица, представляющие государственный интерес;
лица, содействующие правосудию.
К первой группе относятся должник и кредитор. Кроме них, личные интересы в процедуре банкротства отстаивают представители собственников имущества юридического лица, работники компании, контролирующее должника лицо.
Вторую группу участников составляют Федеральная налоговая служба Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления. В третью группу, кроме стандартных участников судебного процесса, входит арбитражный управляющий. Согласно Закону о банкротстве это гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, предъявляющей к нему квалификационные требования.
Рассматривая процедуру банкротства, можно выделить как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на интересы ее участников. Среди плюсов для кредиторов — повышение вероятности взыскания задолженности по сравнению с процедурой исполнительного производства. Получить деньги становится возможным даже с юридического лица, у которого согласно текущим отчетам отсутствует имущество. Это достигается с помощью следующих инструментов:
привлечения руководителя и учредителей к субсидиарной ответственности;
инициации уголовного судопроизводства по преднамеренному банкротству;
оспаривания сделок должника.
Негативом банкротства для кредитора при этом является тот факт, что на средства должника претендуют и другие субъекты, о которых ранее могло быть неизвестно.
С точки зрения должника, банкротство — это эффективный правовой инструмент ликвидации задолженности. С его помощью компания может избавиться от непосильного бремени кредитов, процентов, невыполненных обязательств и пеней за их просрочку. Процедура банкротства, в отличие от ликвидации предприятия путем реорганизации или слияния, является прозрачной. Среди минусов для юридического лица следуют отметить потребность в финансовых и временных затратах.
Цифры и факты
Число российских компаний, признанных банкротами, в 2018 году сократилось на 3,1% по сравнению с 2017 годом — до 13 117, как следует из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Около 60% банкротств в экономике, как в 2017 г., так и в 2018 г., пришлось на три отрасли: торговлю, строительство и операции с недвижимостью. Во всех этих отраслях число банкротств снизилось за год: в торговле — на 3,4% (до 3701 компаний), в строительстве — на 3,5% (до 2670), в сфере операций с недвижимостью — на 4,1% (до 1405 компаний).