ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА
Сварные и паяные конструкции следует проектировать, исходя из требований технологичности:
простоты и экономичности изготовления;
наименьшей трудоемкости и длительности производственного цикла;
использования прогрессивных основных и вспомогательных материалов ост 1 33260, обладающих высокими показателями свариваемости, паяемости и эксплуатационной надежности;
разбивки конструкций на отдельные узлы с целью использования сборочных средств технологического оснащения, борьбы со сварочными деформациями, выполнения сварки преимущественно в нижнем положении;
применения максимального количества соединений, выполняемых прогрессивными способами сварки и пайки;
обеспечения удобного подхода к местам соединений и возможности их контроля;
применения швов правильной формы (прямая, окружность, эллипс и т.д.) с тем, чтобы процесс сварки можно было легко механизировать и автоматизировать.
1.2. Методы сварки и пайки необходимо выбирать с учетом:
состава, свойств основного и присадочного металлов, припоев;
программы выпуска;
наличия на предприятии оборудования;
точности изготовления конструкции.
1.3. Сварные соединения в зависимости от их конструктивного и эксплуатационного назначения подразделяются на два класса в соответствии с табл.1.
Таблица 1
Классы | Виды нагрузки | Назначение и характеристика | Примеры сварных узлов |
I | Статическая (растяжение, сжатие), динамическая (ударная) | На ответственных узлах, прочность и герметичность которых обеспечивает эксплуатационную надежность изделия | Рамы, кронштейны, баки, каркасы и др. |
II | Нагрузка не учитывается | На узлах, не оказывающих влияния на эксплуатационную надежность изделия | Кожухи, крышки, дверцы, воронки, колпачки, желоба, подставки, заглушки |
1.4. Класс сварного соединения устанавливается конструктором и указывается в технических требованиях чертежа, например: “сварные швы II класса. ОСТ 4Г 0.005.247-82”.
1.5. Сварные швы I класса должны быть рассчитаны на прочность. Расчет должен быть приложен к чертежу на отдельном формате.
1.6. При проектировании сборочных единиц следует избегать взаимного пересечения сварных швов, особенно в конструкциях, предназначенных для работы в условиях ударных и переменных нагрузок.
1.7. Для повышения точности изготовления сборочных единиц необходимо, чтобы кромки базовой детали совпадали с конструктивными и технологическими базами. Выбранная база должна быть связана с другими базами легко контролируемыми размерами.
1.8. В сборочной единице за базовую деталь следует брать ту, которая имеет наибольшую опорную поверхность и простую форму.
1.9. Для получения конструкций по 14 квалитету необходимо предусматривать припуски с учетом продольной и поперечной усадки металла сварного шва сборочной единицы.
Величина продольной усадки металла сварного шва при сварке приблизительно составляет 0,00005-0,00080 суммарной длины всех продольных швов в сборочной единице; поперечная усадка – 0,4-1,2 мм на каждый двусторонний поперечный угловой шов и 0,3-0,6 мм на каждый стыковой шов от установленной величины зазора.
1.10. При конструировании изделий следует предусматривать применение …..ованных,* литых и кованных деталей, а также типовых деталей из стандартных и специальных профилей.
_________________
* Брак оригинала. – Примечание изготовителя базы данных.
Примечание. Применение в сварных сборочных единицах деталей, изготовленных методом литья под давлением, запрещается.
1.11. Расположение деталей и их форма в сборочной единице должны обеспечивать видимость сварочной ванны, возможность свободного подхода электрода или сварочной горелки к любой точке шва и угол наклона электрода или горелки по отношению к вертикальной плоскости детали не менее 30°.
1.12. В сборочных единицах следует стремиться к уменьшению количества неразъемных соединений, при этом они должны быть равномерно расположены в конструкции и в менее нагруженных местах.
1.13. При приварке бобышек прямоугольной формы к каркасам, кожухам сварку целесообразно предусматривать только по двум сторонам, параллельным направлению, в котором необходимо получить минимальную деформацию.
1.14. При конструировании крупногабаритных узлов с целью уменьшения деформации, сварные швы длиной более 150 мм следует предусматривать прерывистыми, если это допустимо по условиям работы сварного узла.
1.15. Допуски на размеры сопрягаемых деталей должны обеспечивать:
собираемость сборочных единиц без пригонки;
требуемые зазоры в соединениях.
1.16. Снятие усиления сварных швов следует предусматривать только в технически обоснованных случаях (сопрягаемые поверхности, лицевые панели, угловые швы на внешних поверхностях кожухов и другие аналогичные случаи). Снятие усиления стыковых швов, несущих механические нагрузки, не допускается.