Балансировка турбины своими руками
Наиболее важным этапом при проведении ремонта турбокомпрессора является его балансировка. Ведь даже обычные разборка и сборка нарушают баланс, не говоря уже об операциях, которые проводятся с ротором и валом. Турбина, которая разбалансирована, выйдет из строя непременно при преодолении уже первых километров, а поэтому эта работа должна проводиться при любом ремонте турбокомпрессора.
По этой причине рекомендуется обращаться только к профессиональным специалистам в автомобильный сервис, который располагает специальным оборудованием. Помните, что самостоятельный ремонт может привести к непоправимой порче этого дорогостоящего агрегата, а это лишние нервы, убитое время и серьёзные затраты на приобретение новой турбины.
Что такое балансировка турбины?
Как мы уже сказали, балансировка турбины является одним из главных процессов во время производства или ремонта турбины. От качества проведённой балансировки будет зависеть то, насколько долго вам будет служить турбина. Прежде чем переходить к описанию того, как балансировать ротор турбины, нужно лучше понять, что же такое дисбаланс и к чему он приводит, что требует такого серьёзного подхода для его устранения. Дисбалансом ротора называется несовпадение геометрического центра и осевой линии его массы вращения. Вследствие этого возникает вибрация, в результате которой повреждаются детали турбины. Для того чтобы свести дисбаланс к минимуму, применяется балансировка до номинального уровня. Достижение такого баланса нерентабельно с экономической точки зрения и неэффективно с практической. • Экономическая. Так как балансировочный процесс сам по себе длительный и затратный, лучше силы и время направить на другие операции, чем стремиться к призрачному совершенству здесь. • Практическая. Достигнув определённого балансировочного значения, дальнейшие работы в данном направлении несут значительно меньше положительных моментов и могут привести к негативным моментам из-за недоработки в других узлах. Но учтите, что недостаточный уровень балансировки ротора турбины пагубно влияет на общую работу турбокомпрессора и влечёт за собой очень тяжёлые повреждения с дорогим ремонтом.
Причинами появления разбалансировки турбины могут стать: 1. Неправильная установка турбины или изначальная балансировка ротора. 2. Заводской брак деталей. 3. Попадание внутрь турбины инородного предмета и повреждение крыльчатки. Что нужно для балансировки турбины? Для проведения качественной балансировки турбинного ротора нужно иметь специальный инструмент, который нужен для сборки и разборки турбокомпрессора, балансировочное оборудование, обкаточные стенды и токарные станки. Производить правильную балансировку самостоятельно очень сложно, почти невозможно, и подобные попытки в 90% повлекут за собой только более существенные проблемы. Как происходит балансировка турбины? Данный процесс происходит в несколько этапов. Первый этап балансировочного цикла из четырёх происходит следующим образом. Вал с колесом турбины балансируется на специальном станке. Вращающаяся частота вала до 9000 об/мин зависит от диаметра приводной шейки вала. Это наиболее важный этап цикла балансировки. От него зависит итог всех проводимых впоследствии действий. На втором этапе ротор балансируется в сборе на том же стенде, только с другими калибровочными данными, но с той же частотой вращения. Далее выполняется сборка картриджа турбокомпрессора.
Перед этой процедурой все его детали и элементы обдуваются сжатым воздухом. Все комплектующие должны находиться в чистом состоянии. Происходит проверка на предмет загрязнений и наличие посторонних предметов в масляных каналах радиальных подшипников, упорного подшипника. Картридж устанавливают на балансировочный стенд, на ту часть станка, которая предназначена для работы на низких оборотах. Далее подключается магистраль масляной подачи. Моторное масло прогревается в стенде до температуры 45-55оС. Давление масла составляет 5 атмосфер. Этот этап обусловлен созданием рабочих условий эксплуатации турбины на транспортном средстве. Переходим к третьему этапу балансировочного цикла. Ротор балансируется в двух плоскостях на более низких оборотах до 4000 об/мин. Параллельно картридж проходит визуальную проверку на предмет утечки масла с компрессорной и турбинной сторон. Окончательный четвёртый этап проводится на том же стенде, на части с наиболее высокими оборотами. Если балансировка на первых трёх этапах была выполнена максимально квалифицированно, тогда четвёртый этап не потребуется и вовсе, так как он является дополнительным – добалансировочным. Картридж разгоняют с состояния покоя до максимально возможных оборотов, которые указаны в паспорте, при этом во всём рабочем диапазоне фиксируются значения остаточного дисбаланса и отображаются в виде графика на мониторе. По необходимости происходит корректировка методом удаления массы на каком-либо участке рабочего диапазона. После завершения балансировочного цикла картридж снимается со стенда, маслоподающий и маслосливной каналы корпуса подшипников блокируются заглушками во избежание попадания пыли и грязи внутрь. Турбокомпрессор собирается окончательно.