Чем занимается нейропсихолог и когда к нему обращаться
Нейропсихология — молодое направление в науке, которое изучает формирование и развитие познавательных процессов головного мозга, его свойства, способность к быстрому или долгому запоминанию информации, к примеру, числовых упражнений и иностранного языка.
Предметом исследования нейропсихологии становится внимание человека, возможности его концентрации и переключения. Также под область изучения попадают речь, эмоции, виды мышления, способность к самостоятельному принятию решений и волеизъявлений, возможности контролировать любую деятельность. Все эти механизмы нейропсихология связывает с созреванием мозговых структур, которые отвечают за то или иное физическое или мыслительное действие, совершаемое человеком.
Человеческий мозг живет и развивается по своим биологическим законам. Механизмы головного мозга изучают ученые-нейропсихологи. Исследуя процессы мозговой деятельности, специалисты могут разглядеть зоны развития человека и выявить причины его сложностей в профессиональной деятельности, если речь идет о взрослом человеке, или в учебе, если мы говорим о ребенке. Понимание того, как функционирует мозг, помогает не только скорректировать «слабые стороны», но и спланировать дальнейшую работу, направленную на повышение его эффективности.
Существуют:
- Клиническая нейропсихология, изучающая глубинные поражения мозга.
- Диагностическая, занимающаяся оценкой психических функций до и после лечения.
- Реабилитационная, направленная на возобновление работы психических функций мозга после его повреждений.
- Экологическая, изучающая взаимосвязь проблем окружающей среды и поражений мозга.
Наталья Богдан, кандидат психологических наук, практикующий психолог:
«Нейропсихология — наиболее объективное и доказательное направление в области наук о внутреннем мире человека. Она занимается, в основном, изучением законов, по которым работает мышление и другие познавательные процессы — память, внимание, воображение. Нейропсихолог не сможет подсказать, что сделать, чтобы простить обиду или какое принять решение — сохранить брак или завершить. Но этот специалист даст научно-достоверный ответ, где происходит сбой в обработке информации, и что можно сделать, чтобы восстановить нормальную работу систем головного мозга, а значит — появятся новые способы сделать так, чтобы, к примеру, ребенок заговорил, или стал усидчивее, и взрослый быстрее восстановил память после травмы или болезни».
Кто обращается за помощью к нейропсихологам?
Чаще всего — родители, когда понимают, что развитие их ребенка не соответствует возрастным общепринятым характеристикам. Их могут насторожить задержки в развитии речи (к примеру, если до пяти лет ребенок не говорит); расстройства аутистического спектра (нежелание ребенка с кем-либо разговаривать во время игры в детском саду и на детской площадке); наследственные генетические заболевания (синдром Дауна, ДЦП).
Обращаются к нейропсихологу и взрослые. Просто в случае с ребенком врач работает с пластичным материалом и делает упор на развитие психических функций головного мозга. У взрослого человека нейропсихолог выявляет нарушения в работе уже созревших мозговых структур и восстанавливает либо утраченные, либо ослабленные функции.
Консультация нейропсихолога может понадобиться ребенку или взрослому человеку, если он:
- обладает плохой зрительной памятью, слухом и речью;
- быстро устает, большую часть времени находится в плохом настроении, вялый, много спит;
- эмоционально нестабилен, подвержен простудным заболеваниям, часто болеет, плохо ориентируется в пространстве;
- имеет крупный почерк, пишет неровно, плохо читает, не слышит обращенную к нему речь, не может перерисовать рисунок, не дописывает слова;
- проявляет реакции невротического характера, часто отвлекается, имеет повышенную возбудимость.
Если у человека, а как показывает опыт, чаще у его окружения, есть подобные жалобы, то это повод для проведения нейропсихологической диагностики. И задача нейропсихолога взять сильные стороны головного мозга (ресурсные) и слабые (дефицитарные) и привести их к балансу.
Наталья Богдан:
«Возрастные психологи наблюдают и изучают динамику, в которой развиваются познавательные процессы у детей и подростков, видят связь между развитием определенных структур головного мозга и новыми навыками речи или мышления, помогают «догнать» возрастные нормы. Взрослые люди, принимая решения или переживая события, опираются на уже сформированный психический аппарат, а дети и подростки пока еще в процессе становления, и если в работе мозга происходят какие-то нарушения — нейропсихологи могут найти причины и указать, что именно и как надо поправить».
Когда зародилась нейропсихология?
Понимать и предсказывать поведение людей, влиять на мысли и чувства других — задача, которую человечество пытается решить всю свою историю существования. В донаучный период это были наблюдения, результаты которых передавались следующим поколениям в пословицах, поговорках и приметах. И хотя много полезного для понимания дали уже и античные философы, рождение психологии как науки относят к временам Фрейда. Но до тех пор, пока люди не обрели возможность изучать работу психики с помощью сложных технических устройств, мы могли только предполагать и наблюдать.