Всё, что надо знать про ОСАГО
Полис ОСАГО появился в жизни российских автовладельцев 17 лет назад. С тех пор каждый год водитель должен оформлять на свою машину ещё один документ – страховку. Цветной бланк формата А4 (или его электронная копия), без которого запрещено управлять автомобилем. Однако многие до сих пор не до конца понимают, что такое ОСАГО и для чего оно нужно. А ведь его правила ещё и периодически меняются – очередные новшества намечены на август 2020 года. И это хороший повод наконец разобраться, как работает ОСАГО и что ждёт автовладельцев в ближайшем будущем.
Как работает ОСАГО
ОСАГО — аббревиатура словосочетания «обязательное страхование автогражданской ответственности». Проще говоря, это защита автовладельцем своих рисков и финансовых затрат на тот случай, если он станет виновником ДТП, в котором пострадают другие автомобили, их водители или пассажиры.
Впервые обязательное страхование ответственности автомобилиста появилось в 1920-х годах в США, а затем распространилось и по всему остальному миру. Везде, где вводилось обязательное страхование ответственности водителей, это делалось ради создания единой для рынка финансовой «подушки», из которой возмещают ущерб тем, кто не по своей вине пострадает в ДТП. Точно так же ОСАГО работает и в России.
Водитель заключает договор с выбранной им страховой компанией (СК). Если в течение действия договора он попадает в ДТП и признаётся его виновником, СК обязана возместить ущерб пострадавшим в аварии. Сегодня это до 400 000 рублей на ремонт техники (разбитого автомобиля, мотоцикла и т.п.) плюс до 500 000 рублей на возмещение потери здоровья (лечение) или жизни, если в ДТП были пострадавшие или жертвы.
Однако смысл ОСАГО не только в том, чтобы подстраховать виновника, когда у того не хватает денег возместить ущерб. Покупая полис, мы на самом деле отчасти страхуем и чужую ответственность. Ведь пострадавшие могут получить компенсацию даже в том случае, когда у виновника нет действующего полиса ОСАГО. Или когда виновник неизвестен — например, скрылся с места ДТП. В таких ситуациях ущерб (до 500 000 рублей) компенсирует Российский союз автостраховщиков (РСА). Эта же организация покроет и ответственность страховой компании, которая не может сама выплатить компенсацию из-за банкротства или отзыва у неё лицензии. Средства на подобные операции РСА берёт из специального фонда, который формируется за счёт отчислений страховых компаний с каждого оформленного полиса ОСАГО – то есть в конечном итоге из денег добросовестных автомобилистов.
Важно понимать: ремонт собственного автомобиля виновник будет вынужден проводить сам. Или заранее позаботиться об использовании других видов страхования автомобиля онлайн. Поэтому некоторые водители относятся к полису ОСАГО как к ещё одному «побору» и стараются на нём сэкономить, а то и вовсе проигнорировать. Но не зря в этой аббревиатуре слово «обязательное» идёт самым первым.
Что будет за отсутствие ОСАГО
Полис ОСАГО — один из трёх документов, которые вправе потребовать от водителя сотрудник ГИБДД, наряду с водительским удостоверением и СТС автомобиля. Отсутствие полиса — нарушение. Если вы просто забыли его дома, то, согласно статье 12.3 КоАП РФ, заплатите 500 рублей штрафа. Ту же сумму придётся отдать, когда полис на автомобиль есть, но человек за рулём в него не вписан. Если полиса нет совсем или он просрочен, то штраф вырастет до 800 рублей (статья 12.37 КоАП).
Кажется, не такие уж большие суммы, однако вдобавок к штрафу сотрудник ГИБДД может воспользоваться своим правом выписать требование (или предписание) об устранении правонарушения. И тогда в течение срока, отведённого в требовании, страховку нужно будет купить. Иначе без полиса на следующей проверке вас могут привлечь к ответственности уже по части 1 статьи 19.3 КоАП за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. А это грозит 15 сутками административного ареста.
Большие неприятности ждут водителя, не застрахованного по ОСАГО, в случае ДТП, особенно если он окажется его виновником. Помимо вышеупомянутых штрафов, придётся на вполне законных основаниях (статья 1064 ГК РФ) компенсировать ущерб автомобилю потерпевшего из своего кармана. И, возможно, получить регрессивный иск от РСА, если организации надо будет компенсировать ущерб здоровью пострадавших. Будь у водителя действующий полис ОСАГО, за всё заплатила бы страховая компания.
Автовладельцы, которые покупают полис ОСАГО по принципу «побыстрее и подешевле» — лишь бы была бумага, которую можно показать ГИБДД, тоже рискуют. На страховом рынке хватает мошенников, торгующих поддельными и недействительными страховками. Предъявляя такой полис инспектору, вы рискуете быть обвинённым в подделке государственных бланков. Что грозит как минимум штрафом в 80 000 рублей, а то и исправительными работами на 2 года или арестом на 6 месяцев. Поэтому к оформлению страховки стоит отнестись внимательно.
Где безопасно покупать ОСАГО
Страхованием в России можно заниматься только при наличии лицензии, которую выдаёт Центробанк – с 2013 года именно он занимается регулированием страхового рынка в России. Поэтому, выбирая страховую компанию, первым делом удостоверьтесь в том, что её лицензия действительна. Это несложно сделать прямо на сайте Банка России. Причём в случае с ОСАГО СК должна получить ещё отдельную лицензию на этот вид деятельности — без неё компания не имеет права оформлять полисы автовладельцам.
Помимо непосредственно компании, продавать ОСАГО могут страховые брокеры и агенты. При получении полиса у них требуйте показать вам договор (или его копию) об оказании услуг с той СК, от имени которой вам оформляют страховку. И подходите критически к любой предоставляемой информации, проверяя документы на сайте РСА. Например, все бланки ОСАГО имеют уникальные серию и номер — там по ним легко узнать, к какой СК относится полис и не поддельный ли он вообще.
Страховку можно купить как во время личного визита в офис компании, так и на официальном сайте понравившегося вам страховщика.