Что такое начальная максимальная цена контракта
В извещении и документации каждой закупки заказчик должен прописать начальную максимальную цену контракта (нмцк). Что это за цена и как правильно ее рассчитать — в нашем обзоре.
В конкурентных закупках заказчик должен установить НМЦК — верхнюю границу цены на закупаемый товар. Если поставщик предложит цену выше этой границы — его заявку не будут рассматривать.
На что влияет НМЦК
От размера НМЦК зависит не только стоимость товара, но и другие особенности закупки, например:
- Вид закупки
- Заказчик не может проводить запрос котировок, если НМЦК больше 500 000 рублей.
- Заказчик не может провести закупку у единственного поставщика, если НМЦК больше 300 000 рублей. У учреждений культуры или других муниципальных учреждений, например зоопарков, библиотек и дворцов культуры, порог таких закупок выше — 600 000 рублей.
- Срок подачи заявки
- Если НМЦК больше трех млн рублей, с момента, когда заказчик разместил извещение, до окончания приема заявок должно пройти не меньше 15 дней.
- Если НМЦК меньше трех млн рублей, с момента, когда заказчик разместил извещение, до окончания приема заявок должно пройти не меньше семи дней.
- Установление обеспечения заявки
- В закупках с НМЦК больше одного млн рублей заказчик может потребовать, чтобы поставщик внес обеспечение заявки.
- Вид антидемпинговых мер
Антидемпинговые меры заказчик применяет, когда поставщик снизил НМЦК больше, чем на 25%. В этом случае:
- Если НМЦК больше 15 млн рублей, заказчик увеличивает обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза.
- Если НМЦК меньше или равна 15 млн рублей, заказчик увеличивает обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза или просит поставщика подтвердить добросовестность. Этот поставщик должен доказать, что за три предыдущих года он исполнил три контракта, цена одного из которых больше НМЦК на 20%.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) правительство установило более мягкие требования. В этом случае заказчик должен:
- попросить поставщика доказать, что за последние три года общая сумма контрактов, которые он исполнил, была больше НМЦК закупки.
- увеличить обеспечение контракта в 1,5 раза, но рассчитать его не от НМЦК, а от итоговой цены контракта.
Методы определения НМЦК по 44-ФЗ
НМЦК нельзя взять с потолка — заказчик должен рассчитать ее и обосновать. Для этого правительство прописало пять методов расчета:
- метод анализа рынка;
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод.
В некоторых случаях региональные и местные органы власти, например, муниципалитеты и региональные советы, могут утвердить дополнительные методы расчета.
В зависимости от вида закупки заказчик решает, какой из методов применить для расчета НМЦК. Чтобы найти самую низкую цену, он может использовать несколько методов совместно.
Метод анализа рынка
Метод анализа рынка или сопоставимых рыночных цен — метод расчета НМЦК, который заказчики применяют чаще всего. При расчете этим методом заказчик должен провести:
- Анализ общедоступных цен
Чтобы найти общедоступные цены на закупаемый товар, заказчик может:
- запросить коммерческие предложения у поставщиков,
- опубликовать запрос цен на сайте ЕИС,
- проанализировать реестр контрактов.
Он должен искать цены только на идентичные или однородные товары.
Идентичные товары | Однородные товары | |
---|---|---|
Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики | Одинаковые | Коммерчески сопоставимые |
Качество | Не отличается | Не отличается |
Страна происхождения | Одна | Одна |
Производители | Не отличаются | Имеют одинаковую репутацию |
Например, если две тротуарные плитки одного производителя изготовлены из одинаковых материалов, имеют одинаковые характеристики, но отличаются по цвету — это идентичные товары. Но если они имеют одинаковые характеристики и сделаны из одного материала, но разными производителями, то это однородные товары.
Также заказчик не должен брать в расчет цены, если:
- их предложил поставщик, который входит в РНП;
- он взял их из анонимного источника;
- они не соответствуют описанию товара;
- поставщик предоставил их без детального расчета.
Цены из реестра контрактов можно увеличить в зависимости от того, каким способом осуществлялась закупка:
Вид закупки | На сколько можно увеличить цену контракта |
---|---|
Конкурс | до 10 % |
Аукцион | 13 % |
Запрос котировок | 17 % |
Запрос предложений | 17 % |
Закупка у единственного поставщика | нельзя увеличивать цену |
- Расчет коэффициента отклонения
Для расчета НМЦК заказчик должен использовать не меньше трех цен из разных источников, например, три цены из коммерческих предложений разных поставщиков или пять цен из завершенных контрактов.