Сервисное обслуживание торгового холодильного оборудования
Ранее нами отмечалось, что структура сервисной сети по обслуживанию торгового холодильного оборудования состоит в основном из специализированных фирм, созданных на базе бывшего комбината холодильного оборудования. Эти фирмы, сохранив часть специалистов-механиков, приторговывают оборудованием и фактически трансформировались в мелких дилеров. В свою очередь, помимо специализированных фирм ремонтно-сервисные подразделения возникли и у большинства фирм- продавцов торгового холодильного оборудования. Структура и технические возможности этих подразделений напрямую зависят от «солидности» фирмы-продавца, разнообразия ассортимента предлагаемого оборудования, наличия хорошо отлаженных устойчивых связей с производителями.
Но, тем не менее, несмотря на такое обилие ремонтно-сервисных организаций система обслуживания холодильного оборудования в настоящее время перестала быть комплексной, т.е. включающей в себя все этапы: от проведения монтажных и пуско-наладочных работ, технического обслуживания до периодического сервисного обслуживания в течении гарантийного срока.
Всю цепочку ремонтно-сервисных мероприятий условно можно разделить на два этапа: сервисное обслуживание холодильного оборудования в период гарантийного срока и по его окончании. Практически все фирмы-продавцы выдают покупателю гарантийные талоны на определенный срок и предлагают провести монтажные и пуско-наладочные работы, что является условием принятия проданного оборудования на гарантию. Стоимость проведения таких работ колеблется в среднем от 5 до 10% — для холодильных витрин и шкафов, и от 15 до 30% — для холодильных камер. Но забывается при этом, что даже в период гарантии холодильному оборудованию требуется регулярное техническое обслуживание, договора на проведение которого покупатели, как правило, заключать не хотят. Владелец оборудования обращается на фирму только в случае выхода оборудования из строя. В этом случае фирма-продавец предлагает произвести полную замену агрегата или вышедшего из строя блока, что стоит значительно дороже, чем обошелся бы ремонт на специализированном комбинате при наличии соответствующей производственной ремонтной базы в старые времена.
По окончании срока гарантии владелец оборудования заключает договор на послегарантийное обслуживание с сервисной организацией или же обращается к знакомому механику-холодильщику (на «договорной» основе), который в зависимости от своей квалификации и видения обязанностей с определенной периодичностью (или же только по вызову) будет проводить те или иные виды работ. Последний вариант наиболее характерен для владельцев небольших продовольственных магазинов.
Ниже приведен перечень необходимых работ и правил, которые необходимо знать директору магазина, чтобы потребовать их своевременного выполнения как от обслуживающей организации, так и от персонала магазина.
Дело в том, что сервисные службы сталкиваются сейчас с недопониманием технической сложности обслуживания холодильного оборудования со стороны покупателей. Покупатель новых изделий считает, что поскольку оно работает от сети 220В, то достаточно включить его в розетку, как бытовой холодильник. В результате не проводится обязательный комплекс пуско-наладочных работ, и, как следствие, предъявляются претензии к работе оборудования. Специалисты знают, что тестирование агрегата, наладка ТРВ и всей холодильной системы являются обязательными при подключении нового изделия.
Итак, предлагаем некоторые правила эксплуатации торгового холодильного оборудования. Эти правила изложены в техническом паспорте каждого изделия (по крайней мере отечественного), но не всегда им следуют. И напрасно.
Срок службы торгового холодильного оборудования и безотказность его работы зависят от соблюдения правил его эксплуатации, содержания в чистоте, использования по прямому назначению.
Основными условиями бесперебойной работы холодильного оборудования являются:
— высокое качество монтажа;
— квалифицированное техническое обслуживание;
— выполнение всех правил эксплуатации персоналом магазина.
Монтаж, то есть подготовка и пуск в работу холодильного оборудования, должен производится механиком, имеющим удостоверение на право проведения таких работ и обслуживания холодильных агрегатов.
Техническое обслуживание и ремонт холодильного оборудования должны производится специализированными ремонтно-монтажными фирмами, имеющими лицензию на право проведения таких работ.
Для безотказной работы оборудования рекомендуется не реже одного раза в месяц проводить техническое обслуживание и каждые 6 месяцев – текущий ремонт.
Особое внимание нужно обратить на обязательное заземление холодильных агрегатов и пусковых приборов. Заземление должно периодически проверяться.
В понятие техническое обслуживание входит (на примере отечественного оборудования):
1. Проверка комплектности и технического состояния изделия.
Проверка производится внешним осмотром и сводится к проверке наличия составных частей изделия, устранению провисанию проводов, креплению сливного шланга и втулок, щитка испарителя и ограждения машинного отделения.
2. Проверка надежности крепления и отсутствие механических повреждений защитного заземления (зануления).
3. Осмотр электроаппаратуры, приборов автоматики и затяжка электроконтактных соединений.
4. Проверка положения регулировочного винта автоматического выключателя (производится визуально).
5. Проверка работы освещения (сводится к трехкратному включению и выключению тумблера «свет»).
6. Проверка работы системы оттаивания испарителя и стока конденсата (производится нажатием кнопки терморегулятора до упора).
7. Очистка от пыли и грязи конденсатора холодильной машины.
8. Проверка герметичности холодильной системы (производится в местах сварных и разъемных соединений).
9. Проверка температурного режима и его настройка (сводится к замеру температуры в центре охлаждаемого объема).